МОНАСТЫРЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

 19 в.
ул. Пролетарская


Вид на Спасо-Преображенский монастырь.
Фото 1850 г.
      Расположен в южной части города, на правом высоком берегу р. Остёр. Основан в 16 в., однако впервые упоминается лишь в нач. 17 в. как пострадавший от польско-шведской интервенции. Вскоре был восстановлен и существовал до конца 18 в., когда был закрыт, а его храм обращен в приходский. В нач. 19 в. обитель возобновили и ветхие деревянные строения стали постепенно заменять каменными. В 1811-19 гг. построили новый собор Спаса Преображения, в сер. 2-й пол. 19 в. перестроили его трапезную и возвели колокольню.

 
Спасо-Преображенский монастырь.
Генплан:

1 - Спасо-Преображенский собор
2 - церковь Александра Невского
3 - кельи
4 - Святые ворота
5 - 6 - башни ограды





      Монастырь обнесли каменной стеной с воротами и тремя башнями в 1848-57 гг., а для переведенного сюда духовного училища слева от ворот построили одноэтажное здание, над которым в кон. 19 в. надстроили второй деревянный этаж. В 1857 г. в юго-западном углу ограды возвели каменную часовню, к которой в 1872 г. пристроили алтарь, превратив ее в храм Александра Невского. В 1892 г. был перестроен из прежнего полуразрушенного каменный корпус у южной стены, где разместились братские кельи, кухня и трапезная. В 1895 г. у ворот построена одноэтажная просфорная с кельями для сторожа и богомольцев.
      Интересный образец небольшого архитектурного комплекса, в основном построенного в русском стиле, хотя главенствует в нем монументальный пятиглавый собор в формах классицизма Он поставлен вблизи юго-западного угла комплекса и доминирует в панораме ансамбля, особенно выразительной из-за реки. Невысокая ограда окружала весь комплекс. Две круглые башни стояли на юго-восточном и северо-восточном углах, а одна - квадратная - посредине южной стены.



Вид на Спасо-Преображенский монастырь.
Фото кон. 19 - нач. 20 вв.




      Юго-западный обращенный к дороге угол был закреплен стройной и высокой церковью Александра Невского, которая наряду с шатровой колокольней собора была высотным акцентом ансамбля. Вдоль южной стены располагались остальные крупные постройки: корпус братских келий между башнями и настоятельский корпус между квадратной башней и церковью. Напротив собора в ограде были устроены выходящие на дорогу .


 
Собор Спасо-Преображения. Фото 2003 г.




      Святые ворота - главный вход в монастырь, а рядом, внутри ограды, стояло небольшое здание просфорной, и далее, вдоль западной стены, - духовное училище. В северной части монастыря помещался скотный двор с некоторыми строениями вне ограды. Все хозяйственные и жилые постройки (кроме братских келий), а также стена ограды на северной и восточной сторонах с угловой башней утрачены.



 
Собор Спасо-Преображения. План


      Собор Спаса Преображения - массивный пятиглавый бесстолпный храм в стиле позднего классицизма. Он построен из кирпича и оштукатурен. Основной двусветный куб с аттиком завершен пологой кровлей с небольшой луковичной главой на круглой шее. С востока к нему примыкает закругленная апсида а по углам жертвенник, дьяконник и приделы - низкие четверики с массивными аттиковыми ярусами и широкими круглыми барабанами под шлемовидным покрытием.

 
Интерьер.
Фото 1970-х гг.




      К широкой прямоугольной в плане трапезной с фигурными фронтонами примыкает трехъярусная шатровая колокольня. В скупом декоре фасадов выделяются круглые люкарны в аттике храма, круглые окна и ниши в барабанах боковых четвериков и фронтоны барочного типа с тройными прямоугольными окнами на трапезной. Металлические козырьки на ажурных кронштейнах над боковыми входами принадлежат 2-й пол. 19 в.
      Внутри основное помещение с тромпами по углам завершено восьмилотковым сводом с круглыми окнами по странам света. Апсиду перекрывает полуциркульный свод с конхой, боковые приделы, жертвенник, дьяконник и верхний ярус колокольни - сомкнутые своды, остальные помещения - потолки (в трапезной они опираются на два тонких столба). Над восточной частью трапезной устроены хоры, открытые внутрь четверика.


Иконостас. Фото 1970-х гг.





      Храм расписан масляными красками в кон. 19 - нач. 20 в. Карнизы, пилястры и витые колонки четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. выполнены довольно сухо. Скупой резной декор украшает только створки царских врат. Несколько повышенная средняя часть завершена иконой "Царь царем" в многолопастном арочном обрамлении, полуциркульной иконой "Распятие" и скульптурным "Распятием". Над третьим ярусом находятся иконы с лучковым верхом, украшенные резными подзорами. Придельный четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм относится к нач. 20 в. (иконы - 20 в.). Его боковые части поставлены под углом друг к другу, центральная заглублена. Паникадила и другая утварь относятся к кон. 19 и к 20 вв.


 
Церковь Александра Невского.
Фото 1980-х гг.




      Церковь Александра Невского - кирпичное оштукатуренное нарядное здание в русско-византийском стиле. Два крещатых яруса увенчаны глухим четвериком и сквозным восьмериком с шатровой кровлей и главкой. Невысокий нижний ярус с прямоугольным алтарем отделен широким антаблементом от верхнего объема, украшенного большими арками с архивольтами и "позако-марным" покрытием над ними. Внутри арок расположены узкие парные окна, а над ними - круги с квадрифолиями.
      Особенно эффективен четверик с филенчатыми пилястрами по краям, лепным аккуратным фризом и высоким парапетом, украшенным аркадой.



 
План церкви.








      Интерьер храма крестообразный, с полуциркульным сводом над короткими рукавами креста и парусным сводом над центральной частью. В аспиде коробовый свод с конхой. От внутреннего убранства сохранились фрагменты орнаментальной росписи маслом кон. 19 в.



      Корпус братских келий построен из кирпича и оштукатурен. Двухэтажный длинный корпус имеет внизу помещения для общей трапезной и кухни, а вверху – 23 кельи. Более высокая восточная часть завершена двускатной кровлей на щипцах. Скромное внешнее убранство включает тяги над цоколем и между этажами, простой карниз в завершении и рамочные наличники нижних окон с оригинальными прямоугольными выступами.

      Ограда с башнями и воротами – своеобразный памятник русского стиля, отчасти подражающий стенам монастырей 16 – 17 вв. Кирпичная кладка оштукатурена. Невысокая стена сохранилась на южной, частично на западной и восточной сторонах. Снаружи она украшена крупными прямоугольными нишами. В юго-восточном углу возвышается круглая башня, надстроенная в конце 19 в. более узким цилиндрическим ярусом, а посредине южной стены – квадратная башня (первоначально проездная), перестроенная во 2-й пол. 19 в. под казенные кельи. Обе башни двухъярусные и завершаются декоративными зубцами с машикулями и бойницами.
      Прямо против собора расположены Святые ворота – трехпролетная арка с более высоким проездом в центре и пониженными арками (ныне заложены) по сторонам. Прежде правая арка служила входом в часовню, в левую выходило окно сторожки. Боковые арки обрамлены трехчетвертными колоннами, проезд – сильно выступающими пилястрами, на которые опираются архивольты. С внутренней стороны средний проем украшает двойная декоративная арочка в духе древнерусских. Завершает ворота аттик со щипцами над арками и зубчатым карнизом. Проезд перекрыт полуциркульным сводом; в небольших помещениях за боковыми арками – плоские потолки.

Трофимовский, с. 327 – 329; СЕВ, 1874, с. 113 – 114, 1897, с. 749 – 753, 866 – 873, 966 – 972, 1028 – 1031; Ракочевский, с. 25 – 29, 149 – 150, 213 – 214, 247 – 250, 253; Зверинский, № 455, с. 241; Денисов, с. 776 – 777; Архитектурные памятники.., с. 538 – 543; Рославль, с. 103.