ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ

 1-я треть 19 в.
ул. Свердлова, 38


Церковь Вознесения
Фото 1943 г.


      Стоит в окружении деревьев на кладбище в южной части города. Построена в 1821-32 гг. вместо прежней деревянной на средства купцов Д.С. Полозова и И.А. Мухина. Здание кирпичное, оштукатуренное. Монументальный купольный храм с колокольней в стиле позднего классицизма. В композиции доминирует основной массивный четверик с крупным аттиком, пилястровыми портиками и полукруглыми пониженными объемами апсиды и трапезной.


 
Аксонометрия.










      Он увенчан тяжеловесным цилиндрическим барабаном-ротондой с четырьмя большими полукруглыми окнами, ступенчатым аттиком и пологим куполом.



Церковь Вознесения. План.



      Небольшой переход соединяет трапезную с невысокой двухъярусной колокольней: на ее нижний четверик с аттиковым объемом поставлен четверик звона с пологой купольной кровлей и шпилем.




 
Церковь Вознесения
Фото 1970-х гг.





      Портики из четырех тосканских пилястр увенчаны фронтоном. Стены апсиды и трапезной покрыты на две трети высоты крупным рустом вперебежку, а в большие арочные ниши помещены прямоугольные окна без обрамлений (тонкие рамочные наличники поздние). В ярусе звона колонны поддерживают прямую перемычку под стрельчатой аркой. Внутри углы основного помещения храма срезаны; широкие подпружные арки и плоские паруса между ними несут барабан со сферическим куполом. Апсида и трапезная - перекрыты конхами, переход - полуциркульным сводом, нижний ярус колокольни - коробовым с лотками в торцах.




Икона Георгия Козебского.
Фото 1979 г.





      Храм расписан масляными красками в кон. 19 - нач. 20 в. в приглушенных, сумрачных тонах. Сборный иконостас выполнен в 1840-х гг., иконы - 2-й пол. 19 - 20 в. Представляют интерес икона "св. Георгий Козебский" (кон. 19 в.), икона "Остробрамская Богоматерь" (редко встречающийся иконографический извод) в деревянном резном позолоченном окладе и икона "Богоматерь Ахтырская" (18 в.). В трапезной и апсиде сохранились белые кафельные печи кон. 19 в. с обрамлением из темно-коричневых плиток.



Ракочевский, с. 154-155; 232-233;
Архитектурные памятники.., с. 543-545;
Плужников, 2000, с. 171; Рославль, с. 102.