Прославленные земляки

Памятник "Тысячелетие России". История cоздания.
 
Памятник "Тысячелетие России"
      Памятник должен был представлять из себя колокол, над которым возвышается символ государственной власти "держава", увенчанная фигурами ангела с крестом и женщины в национальном русском костюме, олицетворяющей Россию. Вокруг "державы" располагается сложная композиция, разделенная на шесть групп, каждая из которых отмечает ключевые этапы истории 'России. Группа Рюрика символизирует зарождение Русского государства, группа князя Владимира - расцвет Киевской Руси и принятие христианства, группа Дмитрия Донского отмечает освобождение от монголо-татарского ига, Иван Третий-образование русского централизованного государства, Минин и Пожарский знаменуют победу над шведско -польской интервенцией, Петр Первый - выход России к морям и провозглашение России Российской империей. Изображение этих этапов входило в условие конкурса. На постаменте же предполагалось поместить несколько медальонов с изображением крупнейший битв, которые вела Россия. Но в процессе работы у скульптора появилась идея, во многом определившая ценность этого монумента, расширившая и углубившая его содержание. Художник решил заменить медальоны скульптурными изображениями "всех достойных людей, которые по разным отраслям знаний, ума, науки и т. п. способствовали возвеличению России". Всего на горельефе размещалось 109 фигур, образующих 4 группы: "Просветители", "Военные люди и герои", "Государственные люди", "Писатели и художники". Здесь можно увидеть народных героев-Ермака и Ивана Сусанина, великих русских полководцев Александра Невского, Суворова, Нахимова, Кутузова, патриарха отечественной историографии Нестора и писателей XIX века Пушкина, Лермонтова, Жуковского.
      Список лиц, изображения которых предполагалось разместить на памятнике, был составлен видными историками того времени, но художник к высочайше утверждённому списку прибавил Шевченко и Гоголя, исключив в тоже время фигуру Николая I, мотивируя это тем, что царствование его слишком близко отстоит от дней, когда ставился памятник, чтобы стать историей. После долгих ходатайств и личного обращения к царю Микешину удалось добиться разрешения поместить на монументе изображение Гоголя. Шевченко же увековечить так и не позволили.
      Чтобы вести работы по созданию памятника, молодому художнику пришлось срочно знакомиться с основами лепки, но, в любом случае, без помощников было не обойтись. К работе привлекли группу скульпторов: И. Шредера, М. Чижова, Н, Лаврецкого, Р. Залемана и других. Сам он рисовал то, что надлежало вылепить. Работа велась интенсивно: 128 изваяний были выполнены почти за год. Кроме того этот огромный монумент, возводившийся под непосредственным руководством автора, требовал значительных чисто технических работ. Может быть, стоит привести некоторые цифры, чтобы представить себе, какую работу должен был проделать совсем юный и неопытный художник.
      Для основания памятника необходимо было доставить в Новгород с берегов Ладоги 6 глыб сердобольского гранита весом по 35 тонн каждая. 65 тонн бронзы ушло на скульптурную часть памятника, а, чтобы 300-тонный монумент был устойчивым, под него был заложен массивный фундамент на глубину 10 метров.
 
Рисунок "Памятник "Тысячелетие России"


      Молодой автор проявил завидную энергию и незаурядные организаторские способности, и, спустя два с небольшим года, в сентябре 1862 г., на Софийской площади Новгорода при большом стечении народа был открыт новый монумент. Он принес автору всероссийскую известность, орден Владимира и пожизненную пенсию. Это свидетельствовало об официальном признании заслуги М. О. Микешина перед Отечеством. Однако демократическая критика, не одобрявшая самой идеи памятника, устами В. В. Стасова назвала его монументом русскому самодержанию. "Зачем он? Кому он нужен?",- вопроша" критик в пылу полемики. Время, которое, как известно лучший судья, дало ответ на этот вопрос. После того, как улеглись страсти, оказалось, что он нужен многим людям. Причем, воспринимается ими совсем не как монумент самодержавию, а как памятник великой истории России.

      Особенно отчетливо это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Немецкие власти намеревались вывезти из оккупированного Новгорода памятник в Германию, демонтировать его. В связи с этим подтянули к нему узкоколейку, чтобы легче было транспортировать монумент. Но успели вывезти только литые фонари и решетки. 20 ноября 1944 г. Новгород был освобожден нашими войсками. Город лежал в развалинах, из 2532 домов было разрушено 2509. Но уже в конце 1944 года восстановленный памятник был открыт заново, поддерживая дух народа в трудный час напоминанием о величии родной страны.