Иеромонах Рафаил (Ивочкин). | |||||||||||||||
История Православия в Рославльском уезде (XII – XX вв.) (часть
3) |
|||||||||||||||
В уезде построены каменные храмы: Никольский в селе Епишево (1829),
Вознесенский в селе Прыщ (1834), Святителя Алексея Московского в селе
Рогнедино (1841). Продолжалось и деревянное строительство. Построены
храмы: Кресто - Воздвиженский в селе Екимовичи (1823), Успенский в селе
Ермолино (1845), Живоносного Источника в селе Хорошово (1845), Свято
- Духовской в селе Марьинское (1846), Покровский в селе Астапковичи
(1848), Покровский в селе Вежники (1849).43 В основном храмы сооружались
на средства местных помещиков и пожертвования зажиточных прихожан.
Еще одним типом начальных народных учебных заведений были школы грамоты. Они создавались по инициативе сельских сходов, а контроль над ними осуществлялся приходскими священниками. Главная цель этих учебных заведений состояла в том, чтобы «...обучать подрастающее поколение истинам веры и нравственности под покровом Русской Православной Церкви и в духе всецелой преданности престолу и Отечеству».50 Курс обучения в школах грамоты, как правило, был двухгодичный. Преподавание велось по программам церковно-приходских школ. В Рославльском уезде школ грамоты к 1900 г. насчитывалось 57, в них обучались 1313 мальчиков и 78 девочек.51 Работа по развитию народного образования проводилась благодаря инициативе, энергии и настойчивости священнослужителей, нередко за счет средств, ими жертвуемых. Примером являются священники 1 - го Рославльского благочиннического округа, которые отдавали этому делу много сил и внимания, снабжали учащихся книгами и учебниками, приобретенными на собственные средства.52 Священнослужители открывали на территории подведомственных им приходов, подчас за свой счет, бесплатные народные библиотеки, читальни, которые служили продолжением школьного образования, способствовали тому, чтобы нравственное и познавательное развитие продолжалось и вне стен школы. Бесплатные библиотеки были при каждом храме Рославля и многих сел: в Полуеве, Вежниках, Ново-Рязанове, Корейках, Незнанове, Жарыни, Ермолине, Хорошове, Епишеве и др.53 Примером благородного служения народу являлось создание по инициативе священнослужителей домов призрения для престарелых и больных - богаделен. Так, 22 октября 1885 г. было совершено освящение нового здания, которое предназначалось для приходской богадельни. Оно было сооружено при Казанско - Пятницкой церкви. Настоятель храма протоиерей Алексей Щукин телеграфировал Епископу Смоленскому Нестору о благополучном завершении строительства богадельни, в ответ на что получил от владыки следующий отклик: «Молитвенно призываю Божье благословение на Вас, сотрудников Ваших, новые учреждения, основанные общими Вашими заботами, и на будущую деятельность Вашу в них к благу и спасению жителей Рославля».54 Духовенство города Рославля не оставляло также без пастырской заботы и попечения людей, заключенных в местном тюремном замке. На территории тюрьмы находилась церковь, в которой служил священник соборного храма города. Отправление обрядов, молитвы, беседы на религиозно-нравственные темы, несомненно, влияли на души и умы этих людей, вносили определенный положительный вклад в их исправление.55 В 1880 г. в Смоленске был организован миссионерский комитет, который начал просветительскую работу среди старообрядцев и сектантов. В 1885 г. открылось Братство во имя преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца. Эти организации способствовали распространению религиозно-нравственного просвещения в пределах Смоленской епархии и в Империи. Духовенство Рославля и уезда активно занималось миссионерской деятельностью. В пользу сторонних мест и учреждений собирались денежные средства, которые направлялись, например, на развитие училища девиц духовного звания; на сооружение православных храмов в Нью-Йорке и Сан-Франциско; на благоустройство церквей Рижской епархии; на улучшение быта православных паломников в Палестине; на лечение неимущих духовного звания и др.56 В 1896 г. в Смоленской епархии был основан Церковно-исторический комитет. В его состав вошли местные историки и краеведы. Главной задачей комитета являлся поиск предметов церковной старины и исторических сведений. Большинство собранных материалов экспонировалось в особом музее - древнехранилище. В комплектовании его фондов приняли участие священнослужители Рославльского уезда. Так, дьякон села Рогнедина А. Садовский передал в музей 92 медные русские монеты XVIII - XIX вв.57 Все приведенные факты свидетельствуют о том, что духовенство вносило значительный вклад в общественно-духовную жизнь города Рославля и Смоленской епархии в целом. Среди религиозных народных обычаев, существовавших на территории Рославльского уезда, наибольший интерес, на наш взгляд, представлял чин празднования «свечи». Эти праздники получили свое начало в далекой древности. «Свечи» распространены были в сельских приходах. Праздновались они накануне и в день памяти местночтимых святых. Как правило, в деревне была свеча, которую поочередно передавали от одного хозяина к другому. Перед наступлением того дня, в который думали справлять праздник, в одном из домов насучивали воск на эту свечу, то есть наносили его в горячем виде тоненькими слоями. Затем надевалась так называемая рубашечка - ситцевая или коленкоровая, а прежняя жертвовалась на церковь. В таком виде свечу ставили в лукошке перед иконами, взятыми из церкви, и зажигали ее. Накануне праздничных дней служились вечерние службы - всенощные, после которых всю ночь перед иконой чтимого святого читались акафисты. В день праздника по домам служили молебны. Затем свечу в течение года хранили у одного из жителей деревни. Когда она обходила все дома, то ее жертвовали на храм, а для праздников брали новую.58
Пустынножительство в рославльских лесах - явление уникальное в истории Смоленщины, характеризующее не только религиозную, но и культурную жизнь области.59
Умер он 27 февраля 1900 г. и был похоронен на общем кладбище при огромном стечении народа.60 Особым проявлением религиозности у населения города и уезда можно считать посещение святых источников, расположенных иногда далеко от города Рославля и приходских центров. Наиболее известным из святых ключевых колодцев являлся Никольский колодезь в селе Луги. Подобные колодцы имелись в каждом приходе, но ни один из них не играл такой важной роли в истории Православия на территории города и уезда, как этот. История его тесно связана с историей Рославля. Во время эпидемий и пожаров сюда приносили икону святителя Николая из храма села Луги. И всегда после молитвы перед этой иконой эпидемии и пожары прекращались. Ежегодно 18 июля чудотворную икону привозили в Рославль и ставили сначала во всех храмах города, а затем в домах горожан. Даже иноверцы старались подержать икону святого угодника в своих домах. Длилось это обычно около месяца, затем икону опять возвращали в Луги61. Почти в каждом храме города Рославля хранились почитаемые богомольцами иконы. В Спасо-Преображенском монастыре - это Тихвинская икона Божьей Матери и икона святой Великомученицы Варвары; в Благовещенском соборе - Иверская икона Божьей Матери, по преданию, привезенная с острова Мальты; в Вознесенском храме - Ахтырская икона Божьей Матери; в храме Рождества Богородицы - Иерусалимская икона Божьей Матери, привезенная из Малороссии. 43 См. приложение: Таблица «Строительство церквей в Рославльском уезде Смоленской губернии в XVIII- XX вв.». 44 Рославльский заштатный мужской Спасо-Преображенский монастырь. - Смоленск, 1897. -С. 9. 45 Там же. С. 15-16. 46 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 2-3. 47 См. приложение: Таблица «Строительство церквей в Рославльском уезде Смоленской губернии в XVIII-XX вв.». 48 Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. - СПб., 1894. - С. 74. 49 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1900. - № 1. - С. 32. 50 Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. - СПб., 1894, - С. 153. 51 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1900. - №1 - С. 32. 52 Там же. С. 31. 53 ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 1342. Л. 2-155. 54 Открытие церковной библиотеки и церковно-приходской богадельни при Казанско-Пятницкой церкви города Рославля, Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1885. - №22. - С. 1083. 55 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1892. - С. 893. 56 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 2-3. 57 Иванов М. Древнехранилище: Из истории Смоленского церковно-археологического музея // Край Смоленский. - Смоленск, 1996. - № 7-10. - С. 17. 58 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1887. - № 19. - С. 930. 59 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Паломник земли Рославльской (Путеводитель по святым местам Рославльского района). - Рославль, 2002. - С. 48 - 81. 60 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 258 - 259. 61 Ивочкин Рафаил, иеромонах. Паломник земли Рославльской. - С. 29 - 48. |
|
стр.
|
|