Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы"
 
Благовещенский собор (часть 2)
 
      Приобретение колоколов для городских храмов было необычным явлением в местной жизни. Так, в 1824 г. Рославль был возбужден радостным событием: стараниями протоиерея Георгия Новродского и церковного старосты Ивана Кореневского, на средства местного купца И. С. Полозова для соборной колокольни был приобретен в Москве и доставлен в город большой колокол весом 211 пудов. Стоил он 8670 рублей. Это событие не могло остаться незамеченным и послужило примером для прихожан других городских церквей14.
      Внешний вид собора можно воспроизвести по сохранившимся фотографиям и открыткам. Это был внушительный пятиглавый храм с трехъярусной колокольней, завершенной шпилем над четвериком с часами. Высокий барочный силуэт долгое время оставался доминантой центра и города. Все главы были маковичными с перехватом, центральная венчала крутой яйцевидный купол широкого и высокого восьмерика. Рядом с восьмериком стояли трехъярусные боковые главы, сильно вытянутые по вертикали. Собор имел полукруглые выступы на боковых сторонах. Раскреповки мощных антаблементов в ярусах колокольни опирались на пучки колонн. Проемы колокольни и крупные окна имели полукруглую перемычку с подчеркнутым замковым камнем в плоском обрамлении15. Территорию собора окружала красивая кованая ограда.
      К сожалению, не сохранилось сведений об архитекторе, по проекту которого строился Благовещенский собор. Наш земляк С. Т. Коненков в своих воспоминаниях называл этот храм «собором знаменитого Растрелли»16. Это утверждение пока не удалось подтвердить, но судя по сохранившимся изображениям, совершенная архитектура здания дает все основания полагать, что эта работа если и не Растрелли, то одного из архитекторов его школы.
      Собор поражал приезжавших богомольцев. Внутри он сиял позолотой. Величественный иконостас, иконы в серебряных окладах - все это производило неизгладимое впечатление на входящих под его своды. В храме пел прекрасный хор. По традиции Благовещенский собор был «дворянским», с ним соперничали в убранстве и красоте прочие городские храмы, и в особенности «купеческий» Успенский.
      Собор был предметом гордости рославльчан, и очень многие принимали участие в его украшении.
      По названию собора прилегающая к нему площадь называлась Соборной, а проходившая рядом улица - Благовещенской17.
      После революции 1917 г. собор продолжал действовать. В 1920 - 1935 гг. была образована Рославльская епархия и Благовещенский собор стал кафедральным. В разное время в нем служили следующие архиереи:

26.09.1920 - 1927 - Вениамин (Глебов),
11.05.1928 - 24. 05. 1928 - Валериан (Рудич),
1928 - 1931 - Даниил (Троицкий),
1931 - 03.07.1935 - Стефан (Виноградов)18.

      В начале 30-х годов XX века, как уже говорилось, началась кампания по закрытию городских церквей. Собор также требовали закрыть и помещение передать на нужды школы.
      «Неоднократно на страницах нашей газеты «Смычка» писалось, что в городе ощущается острый жилищный кризис, который, я думаю, легко можно Устранить путем закрытия в городе Собора и ряда церквей и передачи этих помещений под школы и другие культурные учреждения, а ныне занимаемые школами помещения передать в жилищный фонд. Возьмем, например, такое светлое, удобное помещение, как Собор, где свободно может развернуться школа, а у нас это помещение занимает кучка верующих, которых осталось три калеки с половиной, на тринадцатом году нашей социалистической стройки и на втором году нашей пятилетки мы раз навсегда должны покончить с поповским дурманом, как одним из классовых врагов рабочего класса. И рабочие Рославля должны сказать свое веское слово о закрытии Собора и других церквей и передачи их под культучреждения.
П. Гольцов»19.

 
Епископ Рославльский Даниил (Троицкий)
с духовенством
      В газетных статьях рабочие требовали снятия колоколов со звонницы собора, предлагая один из них оставить, но только не для богослужебных целей, а как набат во время пожаров.

      «Учитывая недостачу цветного металла, не мешало бы снять колокола и передать их на нужды промышленности. Колокола висят бесполезно и нарушают своим бессмысленным трезвоном спокойный ход собраний, лекций, музыки и т. п. В летнее время, когда открыты окна в клубах и залах, колокольный звон прерывает докладчика или лектора своим завыванием.
Для набата на пожар можно оставить один колокол в соборе»20.

      Точная дата закрытия Благовещенского собора неизвестна. В нем разместился склад, а не школа, как требовали активисты, вопившие об остром жилищном и культурном кризисе21.

      Небольшие главки с крестами на основном объеме и шпиль колокольни были снесены. Верх здания увенчала уродливая деревянная будка с окнами, где дежурил пожарник. Разборка храма началась в мае 1940 г. и закончилась в конце 40-х гг. после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Ныне на месте величественного храма находится памятник Ленину, а сама площадь именуется не Благовещенской, как когда-то, а носит имя человека, послужившего разрушению духовного быта нашего общества.

      Так завершилось существование одного из самых любимых рославльчанами храмов. На месте собора нет даже памятной доски, перед которой мы могли бы преклонить головы и помянуть наших славных предков, много сделавших для строительства и украшения былой гордости горожан - Благовещенского собора.



Примечания

14 Ракочевский С. С. Опыт собрания исторических записок о городе Рославле. - Рославль, 1885. - С. 155
15 Там же. С. 157.
16 Трофимовский Н. В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб., 1864. - С. 329.
17 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 133.
18 Трофимовский Н. В. Указ, соч., с. 329-330.
19 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 86.


стр.