Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы"
 
Казанско-Пятницкая церковь
 
      Несмотря на то, что Казанская церковь сохранилась до наших дней в Довольно хорошем состоянии, документов об ее истории почти нет. Сведения приходится извлекать по крупицам из разных источников, причем иногда они противоречат друг другу. Однако попытаемся воссоздать историю этого храма.
      Прихожанину деревянной Пятницкой церкви купцу А. Ф. Мукинину захотелось заменить ее новой, каменной. Получив благословение от епископа, Мукинин начал строительство, но дело продвигалось медленно, так как денег не хватало. Кроме главного престола в честь Казанской иконы Божьей Матери в храме имелось еще два боковых придела - в честь Параскевы Пятницы и святого князя Александра Невского. К 1837 г. храм оставался еще непокрытым, хотя богослужения проводились в приделе святой мученицы Параскевы Пятницы. В 1845 г. новую каменную церковь освятил епископ Смоленский Тимофей65.

 
Казанско-Пятницкая церковь, г. Рославль,
ныне Выставочный зал, 2004 г.

    
      Интерьер храма был замечательным, многие граждане вносили свои средства на его обновление. Стены, купол и своды были расписаны сюжетами на библейские темы. Предположительно, эти работы выполнил уроженец Рославля, окончивший Академию Художеств, - Валериан Степанович Крюков. Однако участие его в работе по украшению Казанской церкви росписями до сих пор является спорным 66.
      15 августа 1853 г. настоятелем Казанско-Пятницкой церкви стал священник Алексей Щукин. Этот человек отдал все свои силы на служение Церкви. Именно при нем Казанский храм приобрел все свое внутреннее и внешнее благолепие. В 1855 г., после страшного пожара, который уничтожил половину Рославля и затронул Казанскую церковь, отец Алексей предпринял попытку восстановить ее внешний вид. По его инициативе была сооружена трехъярусная колокольня, расширена трапезная часть храма. К началу XX в. эта церковь являлась одной из самых благоустроенных и украшенных в Рославле. На колокольне помещались звонкие колокола, отлитые в Москве. На одном из колоколов была выгравирована такая надпись:

      «1862 года, августа 30 дня, вылит сей колокол Смоленской губернии в го¬род Рославль к Казанско-Пятницкой Александра-Невской церкви усердием священника Алексея Ивановича Щукина, старосты церковного Прохора Ивано¬вича Ноздрина и всех прихожан в Москве, на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина. Вес 120 пудов 32 фунта» 67.

      Отец Алексей известен не только как храмоукраситель, но и как прекрасный проповедник. Более пятидесяти лет публиковались его проповеди, заметки, некрологи в «Смоленских епархиальных ведомостях». Занимался он и краеведением. Ценность его публикаций - в приводимых фактических данных об археологических памятниках Рославльского уезда, об этнографических обрядах, распространенных в уезде в то время 68.
      Благодаря заботам отца протоиерея при Казанском храме появилось здание для приходской библиотеки и церковно-приходской богадельни. Помощницей отца Алексея была Надежда Филаретовна фон Мекк, которая являлась основным жертвователем на строительство и нужды библиотеки и богадельни. Смоленский архиерей преподал Надежде Филаретовне свое благословение за труды по устройству этих приходских учреждений 69. Освятили вновь построенное здание 22 октября 1885 г.
      Появление в городе новых учреждений вызвало широкий резонанс среди фажданского населения и, конечно же, способствовало повышению культуры жителей Рославля, что отмечал Смоленский владыка в своей телеграмме на имя отца протоиерея 70. На основании этого факта можно сделать вывод, что не только от денежных средств зависит проведение общеполезных дел, но также от предприимчивости и энергии заинтересованных лиц, таких как протоиерей Алексей.
      За свои труды на ниве Христовой отец Алексей был награжден в 1892 г. орденом святой Анны 2-ой степени 71, а в 1898 г. - орденом святого Владимира 4-ой степени 72.
      Но главной наградой для протоиерея Алексея Щукина была, конечно же, любовь прихожан Казанской церкви. 15 августа 1903 г. исполнилось пятьдесят лет со времени рукоположения в сан священника к Казанской церкви протоиерея Алексея Ивановича Щукина. Прихожане преподнесли ему в дар икону Христа Спасителя в серебряном окладе и изящном киоте. При вручении иконы, когда отец протоиерей вышел на середину храма, представитель от прихожан купец Ф. И. Кругликов, обратившись к нему, прочитал адрес, в котором говорилось:

      «Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший отец протоиерей, незабвенный наш духовный пастырь и отец!
Сегодня исполнилось ровно 50 лет, как милостью Божьей и распоряжением духовной власти Вы были назначены на чреду служения при нашем Казанско-Пятницком храме, и с тех пор Вы непрерывно и неизменно остались верны своему назначению... И так Вы с нами уже пятьдесят лет! 50 лет - ведь это последний предел большинства людей, это целый итог человеческой жизни! Но скромна доля доброго пастыря, не блестяща она внешними мирскими делами, богата она лишь внутренним содержанием, добрым воздействием пастыря на душу и сердце своей паствы.... К сожалению, только нужно сознаться, мы не всегда были покорны и послушны гласу доброго пастыря своего: глас его слышали, но не шли по зову его... Но просим Вас в торжественную настоящую минуту простить нам все, что мы сделали или по нерадению, или по неразумию нашему... Примите же от нас посильное выражение нашей любви и сыновней преданности Вам, примите сию икону Спасителя, к Которому Вы и делом и словом постоянно влечете нас. Да дарует Вам Господь Бог силы и здоровья еще много и много лет послужить нашему храму Божьему и нам во спасение наше! Благодарные и преданные Вам прихожане» 73.

      Затем отец Алексей поклонился иконе и, обратившись к алтарю, воскликнул взволнованным голосом: «Благословен Бог, сподобивший меня, недостойного, в сей день благодати священства и укреплявший меня, немощного, в подвигах священнослужения в течение полувека!» Потом, обратившись к храмовой иконе Казанской Божьей Матери, произнес: «Благословенна и Преблагословенна Ты, Богородица Дева, усердная заступница рода христианского, меня, многогрешного, заступавшая во всех нуждах, бедах и напастях, в скорбях и болезнях, в продолжение пятидесятилетнего священнослужения в святом храме сем, посвященном святому Имени Твоему и врученному особому покровительству Твоему!»74.
      Помолившись, отец Алексей обратился к прихожанам с ответным словом, в котором поблагодарил их за оказанное ему внимание и преподнесенный дар - святую икону.
      16 августа чествовали отца Алексея отцы настоятели городских церквей во главе с благочинным, соборным протоиереем Василием Юденичем. По окончании приветственной речи от лица духовенства отцу Алексею была вручена Смоленская икона Божьей Матери, также в серебряном окладе и резном киоте. Для собравшихся священников со стороны отца протоиерея Щукина была предложена трапеза75.
      Заботы отца Алексея распространялись не только на прихожан Казанской церкви и благотворительные учреждения. Его пастырскому попечению были вверены души солдат, так как Казанский храм одновременно являлся и полковой церковью Невского полка в течение 22 лет76 - с 1892 г.
      Умер отец Алексей 14 марта 1915 г., 89 лет от роду, прослужив в Казанской церкви 62 года77.
      После революции 1917 г. Казанский храм постигла участь многих православных церквей. Точная дата его закрытия неизвестна. Есть сведения, что он был упразднен решением облисполкома и приспособлен под склад78. Скорее всего, произошло это в первой половине 30-х годов.
      Новые хозяева довели здание Казанской церкви до аварийного состояния. Потолки, полы, убранство интерьера, купол над центральным основным помещением церкви к 1970 г. отсутствовали. Окна были заколочены досками, на крыше выросли березы. В таком виде церковь была взята под государственную охрану в 1974 г.79
      В 1975 г. начался ремонт полуразрушенного здания. Мастера Смоленской научно-реставрационной мастерской десять лет приводили его в надлежащий вид. Разумеется, что никаких первоначальных архитектурных планов этой церкви не сохранилось. Реставраторам пришлось побывать в однотипных храмах, чтобы возродить первоначальный вид Казанской церкви. В ходе реставрации восстановлены фасад, сгоревшие интерьеры и другие части здания.
      В 1985 г. отреставрированная Казанская церковь была передана на нужды рославльского музея80.
      Сейчас Казанская церковь в хорошем состоянии. Войдя под ее своды, мы можем понять замыслы архитекторов. Церковь в своей основе представляет интересный образец позднего ампира. Это одноглавый бесстолпный храм с трехъярусной колокольней, увенчанной шатром. Своды в храме - крестовые (центральный свод опирается на узкие продольные арки). Боковые притворы оформлены дорическими порталами, прямоугольные оконные проемы нижнего света и барабана помещены в большие арочные ниши. Боковые фасады трапезной оформлены пилястровыми портиками с трех-частными «итальянскими» окнами. Три яруса четверика колокольни оформлены по углам сдвоенными пилястрами и увенчаны аттиками81.
      От внутреннего убранства храма сохранились белые изразцовые печи конца XIX в. в алтарном помещении и в притворах, а также фрагменты росписи в барабане купола (ныне закрыты перекрытием) и в алтарной части («Тайная вечеря»). Как уже отмечалось выше, точное авторство этих росписей не установлено.
      Ныне в здании Казанско-Пятницкой церкви расположен Выставочный зал Рославльского историко-художественного музея.


Примечания

65 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 239-240.
66 Рославль. Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. - Смоленск, 1997. - С. 164.
67 ГАСО. Ф. 15440п. 1.Д. 1342. Л. 32.
68 Алексеев Л. В. Рославль в составе древнерусского государства. - Архив РИХМ, статья, с. 2.
69 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1885. - С. 1080 - 1084.
70 Там же. С. 1083.
71 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1892. - С. 424.
72 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1898. - С. 454.
73 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1903. - С. 1126 - 1129.
74 Там же. С. ИЗО.
75 Там же. С. 1132.
76 Рославль. Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. - Смоленск, 1997. - С. 76.
77 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1915. - С. 174.
78 ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1. Д. 67. Л. 71.
79 Каменев Н. В. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Церковь Казанская г. Рославля // Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Индекс 3. 4.1.47. II, с. 1 - 4.
80 За работой // Рабочий путь. - 1985, 24 февраля. - С. 4.
81 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. - М., 2001. - С. 550.