Козикова Л.М.,
научный сотрудник Смоленского музея-заповедника

Собрание произведений изобразительного искусства
о великой отечественной войне Смоленского музея

       В великой Победе есть и доля нашего искусства. На защиту родины встали не только воины армии, бойцы народного ополчения, партизаны, труженики тыла, но и работники, деятели культуры, искусства - писатели, корреспонденты, артисты, музыканты, художники... Подтвердилась справедливость брюсовских строк:

       Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
       И песня с бурей вечно сестры.

       900 человек - членов Союза художников сражались на фронтах, были солдатами. Пять из них стали Героями Советского Союза. Ушел добровольцем на фронт, стал сапером первый председатель смоленского Союза художников Георгий Иванович Сколимовский. Волей судеб оказались на Смоленщине в партизанских отрядах художники Николай Обрыньба и Михаил Коноплин... Все круги ада прошли в застенках смоленского лагеря художник Александр Мозалев, а в рославльском концлагере - Николай Морозов. Выжили в экстремальных условиях и передали нам исполненные там рисунки. Художник-земляк Михаил Гуревич, командир артиллерийского взвода в сентябре 1943 года погиб, освобождая родную Смоленщну. Посмертно ему присвоено звание Героя1.
       Многие художники в составе воинских частей, партизанских отрядов, корреспондентов центральных и фронтовых газет, от студии военных художников им. М. Грекова были «летописцами» Великой Отечественной. Они создавали произведения «по горячим следам». Тема войны нашла воплощение в творчестве многих художников и в послевоенные годы.
       В смоленском музее хранится около 1000 произведений изобразительного искусства о Великой Отечественной войне, произведений графики, живописи скульптуры. Начало формирования коллекции по Данной теме началось в Кондрове (Калужская область) в 1943 году, где тогда находилось смоленское областное руководство и где было принято решение о создании для Смоленска выставки, посвященной Великой Отечественной войне.
Эта работа была поручена В.И. Бухтееву (художник, архитектор, живет в Смоленске). Среди собранных им документальных и вещественных материалов были и произведения изобразительного искусства. Вскоре после освобождения Смоленска, в октябре прибыли из Кондрова два ящика с экспонатами для будующей выставки2. Несколько лет Виталий Иванович Бухтеев ведет в рисунках «летопись» освобожденного родного города, передав потом 64 рисунка музею.
       Еще один из начальных этапов в формировании этой коллекции. Это 1944 - 1946 годы, когда шла подготовка к созданию историко-художественной выставки, посвященной первой годовщине освобождения Смоленска от фашистских захватчиков (1944 год.), а потом - создание исторического музея. Кроме поступлений натурных работ от фронтовых и партизанских художников смоленским музеем были приобретены у московских художников ряд работ (у А. Бубнова, Т.Гапоненко), несколько работ было выполнено по договору такими художниками, как В. Андреев, А. Дихтяр, С. Ададжалов, А. Кокоре-кин, Ю. Трузе и другими, особенно много работал по договорам художник Е. Ильин.3
       «Главным» экспонатом выставки 1944 года, открывшейся к первой годовщине освобождения Смоленска, а потом и исторической экспозиции музея была диорама «Смоленск после освобождения от немецко-фашистских захватчиков». Основную часть диорамы - живописный задник исполнил художник Ильин. Основой в этой работе художнику служил натурный пейзаж, исполненный весной 1944 года с высокого здания. Вот как вспоминал об этом сам художник. «Дом этот был восьмиэтажный, весь разбитый... Я взял холст, веревкой привязал его на спину, на плечо - этюдник и стал подниматься по висячей в воздухе, когда-то настенной лестнице. Так я вскарабкался на 8-й этаж... Сел верхом на окно, привязался веревкой к батарее, поставил этюдник и начал работать. Проработал я часов пять. До сих пор не забуду этого страшного для меня труда. Нужно сказать что я боюсь и не переношу высоты. Справа от меня - бурьян и железный лом, слева пропасть комнат без полов и потолков, напротив (это изобразил художник Л.К.) - уходящая в гору улица с собором, совершенно разрушенные обгорелые дома и дали, крепостная стена, поля, холмы... обратно я спускался еще труднее.» В 1974 году этот исторический пейзаж поступил в Смоленский музей.
       Более года (закончил в 1944 году) работал художник Тарас Гурьевич Гапоненко над своим полотном «После изгнания фашистских оккупантов». Основой сюжета, по словам автора, явился рассказ очевидца трагедии - сестры художника, пережившей оккупацию на Смоленщине. Тема произведения - война, трагедия, народ - решена Гапоненко в тщательно продуманной многофигурной композиции. Художник показал каждый персонаж как образ, тип, характер. В позах, жестах, выражениях лиц изображенных - сдержанность, воля, испуг, отчаяние... И в то же время художник показал своих героев и как единое сообщество, как духовную силу, художественно-обобщенный образ народа, народа, который сообща выдюжил войну, выстоял в годину испытаний и в итоге - победил. Глубокая по содержанию, мастерская по художественному решению работа Гапоненко достойно продолжила традиции русской исторической живописи, и 1945 году Гапоненко передал произведение Смоленскому музею. Авторское повторение картины находится в ГТГ. В 1946 году за эту работу художнику была присуждена Сталинская премия.
       Собирательская работа по этой теме, заказы, приобретения продолжались и все последующие годы как краеведческим, так и потом музеем ИЗО, музеем-заповедником. Нужно отметить еще один источник поступления произведений на тему о Великой Отечественной войне. Это - централизованные поступления из государственных запасников Министерств культуры и запасников Союзов художников. Так поступили в музей многие произведения известных мастеров советского изобразительного искусства. Относительно недавно удалось получить картину Б.Ф. Домашникова «День Победы».
       А картина Аркадия Александровича Пластова «Дорогой гость»/«Гость с фронта»/ поступила, например, из управления железной дороги в Смоленске в 1975 году. Картина написана художником в канун победного 45-го (слева внизу авторская монограмма и дата - АП 44). Все уже жило ожиданием конца войны, скорой победы, в картине уже нет трагизма, как например в его знаменитой картине 1942 года «Фашист пролетел». Герой войны прибыл в родную деревню на побывку. По этому поводу и застолье. И как часто у Пластова - перед нами галерея народных образов. Все они имеют реальных прототипов. Особенно привлекают внимание сидящие за столом в центре Два старика, такие знакомые по пластовским портретам. Да, это уважаемые односельчане художника, таким всегда место рядом с героем. Красиво, материально убедительно написан самовар, снедь на столе...
       Картина «Безымянные высоты» (эскиз) как и многие другие произведения была подарена музею автором - Татьяной Николаевной Яблонской в 1970 г. Прошли годы после окончания Великой Отечественной. Эйфория первых победных лет сменилась трудными буднями. Выросло новое поколение людей. Война становилась историей, начиналось ее осмысление... В искусстве наметились новые тенденции, расширялись границы его содержания, разнообразнее стал диапазон изобразительных средств.
       В своей работе «Безымянные высоты» Яблонская отказывается от показа конкретных военных событий. «Я стремилась передать не определенный момент, а ощущение вечности. Вечной памяти.», - писала художница. Хранителем этой памяти, по мнению автора, является земля, весь холст (лишь вверху - узкая полосочка «неба») - изображение земли с высоты полета птиц: холмы, овраги, селение, окопы, воронки от снарядов... Все покрыто травяным ковром в лучах вечернего солнца, земля все помнит и хранит.
       Простой перечень некоторых имен художников, представленных в музее произведений по теме Великой Отечественной войны, даст представление о значимости этой коллекции: Ф. Богородский, Б. Пророков, картина «После изгнания фашистских оккупантов». Вдова художника-земляка О.Г. Верейского передала в дар коллекцию его фронтовых рисунков и оригиналы иллюстраций к произведениям А.Т. Твардовского («Василий Теркин», «Дом у дороги» и др.), Ф. Бродский, Б. Пророков, А. Пластов, Н. Толкунов, В. Грибов, М. Малютин, М. Холуев, Ф. Шурпин, Т. Яблонская, Н. Жуков, К. Дорохов, Ю. Непринцев, Б. Зенкевич, Б. Щербаков, А. Кокорин, О.Верейский, Г. Щегаль, Б. Неменский, В. Курдов, Э. Окас, Е. Белашова, Л.Медене, С. Коненков, Л. Кербель, Д. Шварц, О. Яновский, О.Виленский. В коллекции представлены и работы художников смоленского Союза: А. Сергеева, Л. Кулаковой, Б. Пастернака, В. Зуева, В. Ельчанинова, В. Самарина, П. Шматикова, А. Козикова, В. Бухтеева, Ю. Мелькова...5
       Быстротечно время. Уходят в историю и события Великой Отечественной. И вот уже 55 лет со времени ее окончания, уже выросли поколения людей после нее, которые знают о войне по учебникам, рассказам очевидцев, кино... А старшему поколению кажется, что это было недавно. Шло накопление фактов, свидетельств, документов, мнений. И только может быть сейчас по-настоящему началось осмысление, изучение, оценка этого события. Бесспорно одно: подвиг нашего народа, спасшего свое отечество от фашизма, - навсегда вошел в историю и достоин нашей памяти.

Примечания.

1. Михаил Львович Гуревич. (1904-1943). См. Московские художники
в дни Великой Отечественной войны. М., 1981 с.395,396-399.
2. Письменное свидетельство В.И. Бухтеева. Архив автора.
3. Документальный фонд Смоленского музея.
4. Письмо Е.В. Ильина. (1982 г.) Архив автора.
5. См. каталог (машинописный вариант) «Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства. Собрание Смоленского музея.» Автор - составитель - Л. Козикова. Архив Смоленского музея.