Иванова И.С., научный сотрудник
Рославльского историко-художественного музея
 
Народный костюм в коллекции Рославльского музея
 
      Коллекция народного костюма Рославльского историко-художественного музея складывалась в течение нескольких десятков лет и насчитывает около четырехсот экспонатов. Она дает представление о различных формах праздничной и бытовой крестьянской одежды, бытовавшей на юге Смоленской губернии в конце XIX-начале XX вв. Большую часть коллекции составляет женская одежда - рубахи, сарафаны, андараки, хвальбовники, поневы. Мужская одежда представлена собранием рубах, предметами верхней одежды. Складывается любопытная коллекция поясов.
      В собрании Рославльского музея имеются замечательные образцы народного искусства: вышивка, ткачество, кружево. Они отличаются богатством и разнообразием форм, высоким уровнем исполнения. Достаточная полнота коллекции позволяет проследить изменения крестьянского костюма конца XIX - нач. XX вв.
      Пополняется собрание музея как с помощью этнографических экспедиций, так и через закупочную комиссию у частных лиц. Экспонаты активно используются и при изучении научными сотрудниками, и в постоянной экспозиции музея, иллюстрируя историческую тематику.
      Рославльский уезд Смоленской губернии находится в непосредственной близости к Белоруссии, поэтому в покрое одежды, украсах видно сильное влияние белорусов.
      Русскую традиционную крестьянскую одежду еще можно встретить в деревнях. Ее хранит старшее поколение, как память о прошлых годах. Но это уже единичные находки. Традиционный костюм ушел из крестьянского быта. Поэтому собрание Рославльского музея имеет большую важность в деле изучения русской культуры конца XIX-нач. XX вв.


Мужская одежда. Рубахи.


      В комплекс старинной крестьянской одежды мужчин входили рубаха домотканого полотна, пояс, штаны (порты), лапти, сапоги.
      В Рославльском музее сложилась большая коллекция мужских рубах, датируемых концом XIX-нач. XX вв. Рубахи делались прямые или туникообразные. Прямые шились из двух или трех прямых полотнищ белого домотканого холста или ситца. Туникообразные - из двух прямых полотнищ - переда и спины, а в боковые швы вставляли два прямых или скошенных клина. Рукава прямые или слегка зауженные, под мышки вставлялись квадратные ластовицы, вверху - прямые полики. Рубахи позднего времени шились без поликов и ластовиц. Воротник-стойка, размером от 3-х до 10-ти см. Распахи рубах делали посредине рубахи, слева, справа, наискосок. Длина распахи колебалась от середины груди почти до подола.
      Мужские праздничные рубахи украшались вышивкой по вороту, распаху на груди, иногда по подолу.
      Распах рубахи мог быть обшит тонкой полоской ситца, сатина. Расположение узора связано с древними народными представлениями: вышивка по краям рубахи была своего рода "оберегом от злых сил" и первоначально имела магический смысл.
      Традиционные узоры исполнены красной и черной нитью. Вышивали чаще всего крестом, но изредка встречалась вышивка гладью. Орнамент геометрический или растительный. В геометрический входят в разных сочетаниях ромбы, квадраты, полосы. Самые популярные элементы - городчатый ромб и косой крест. Более разнообразен растительный орнамент - вьющиеся гирлянды роз, плавные стебли вьюнка, виноградные кисти, "репейники",волнистый стебель с листьями.
      Помимо вышивки, рубахи украшались закладным или браным ткачеством. Нити использовались красного, черного, желтого цветов.
      Геометрический орнамент повторял все элементы вышивки - те же косые кресты, городчатые ромбы, прямоугольники, полосы.
      Будничные рубахи украшались более скупо. Зачастую лишь по вороту шла тонкая полоса тканого или вышитого узора, или украшенная застроченными складками.


Пояса


      Пояс был обязательной принадлежностью народного костюма, без него невозможно было показаться перед людьми. Это было устойчивой традицией, берущей начало в древности, когда опоясаться - значило спасти себя от козней нечистых сил.
      Пояса ткали на станках из шерстяных и бумажных ниток. Будничные пояса плелись из нитей коричневого, черного, желтого цвета. Простейший геометрический орнамент. Праздничные пояса - длиной два - два с половиной метра, шириной четыре-семь сантиметров, ткались из красных, зеленых, желтых, синих, черных нитей. Орнамент геометрический, но более сложный-сочетание полос, кружков, элементов городчатого ромба, косых крестов. Концы пояса украшались "махрами" - бахромой, кистями. Такой пояс можно было подарить любимому, дать в дорогу как напоминание о родном доме.
      Существовало негласное соревнование между женщинами, кто сделает пояс лучше, чьи узоры будут наряднее и необычнее.


Женская одежда. Рубахи


      Коллекция женского крестьянского костюма Рославльского музея гораздо обширнее мужского собрания. Женский костюм представлен образцами рубах, сарафанов, андараков с кабатами, поневами, хвальбовниками, образцами головных уборов.
      Очень обширно и интересно собрание женских рубах.
      Крестьянки Рославльского уезда шили себе цельную рубаху из трех прямых полотнищ, с прямыми поликами. Рукава прямые, сильно сосборенные под узкую обшивку иди манжет. У рубах, относящихся к концу десятых гг. XX в., рукава делали скошенные, собранные под широкий примерно 16-17 см) манжет или сборку. Горловина также сосбаривалась под узкую обшивку или воротничок -стойку. Застежку делали в виде тесемки или пуговицы с нитяной петлей. Полики вшивали из того же материала, что и сшитая рубаха.
      Праздничные рубахи шились из тонкого домотканого льняного полотна или хлопчатобумажной ткани цельными, то есть сшитыми из длинного полотнища от ворота до подола.
      Рубахи будничные делали составными, из двух частей. Верхняя - стан до талии, нижняя - подстава. Стан в том случае шился из более новой, тонкой ткани, а подстава, в целях экономии, шилась из более грубого или ветхого материала, так как была скрыта сарафаном или андараком. Покрой будничных рубах в остальном такой же, как и у праздничных.
      Начало XX века отмечено изменением покроя рубах. Практически исчезают полики и ластовицы, появляются рюши и сборки на рукавах. Меняется форма горловины - встречается четырехугольная, круглая, более глубокая. Фабричная ткань заменяет домотканый холст.
      С внедрением в деревенский быт нового женского комплекса одежды - юбки и блузки, длинные рубахи исчезают. Их заменяют короткие рубашечки чуть ниже пояса - "чехлики". Но первое время чехлики очень напоминают традиционные рубахи - остаются элементы старого кроя, традиционные приемы украшения вышивкой по вороту, в верхней части рукава, на манжете. Шились чехлики из двух прямых сосборенных полотнищ. Чехлики обычно украшались вышивкой, ткачеством, тесьмой, вставками из кумача или сатина. Основная часть вышивки приходилась на рукава. Вышитым или тканым узором покрывали верхнюю часть рукава, середину, обшлага. Немного вышивки на вороте и у распаха. Низ рубах украшен не был.
      У чехликов также обильно украшался рукав, но и вся грудь также покрывалась вышитым узором.
      Крестьянки юга уезда любили украшать рубаху ткаными узорами, применяя и браную и закладную технику ткачества. Вышивка же была второстепенным элементом.
      На рубахах северо-западного региона уезда - господство вышитых узоров. Здесь уже ткачеству отводится подчиненная роль.
      Цветовая гамма вышивки сводится к вариантам основных тонов: красного, черного, иногда желтого, зеленого. Орнамент - геометрический и растительный. В геометрическом орнаменте основными элементами, особенно часто употребляемыми, являются ромбы, полосы, косые кресты.


Верхняя женская одежда. Андарак с кабатом.


Наиболее распространенным типом верхней женской одежды был андарак с кабатом.
      Одежду эту носили замужние женщины. Андарак представляет собой юбку, сшитую из пяти, иногда из четырех полотнищ шерстяной домотканой материи. Юбка может быть цельная, или со вставкой из холста спереди юбки. Вставка экономила ткань и была незаметна, так как прикрывалась фартуком.
      Юбки были самых разных цветов - лиловые, синие, зеленые, красные. Гладкие или клетчатые. Ярких цветов андараки носили молодые женщины, темных-пожилые.
      Юбки обязательно украшались несколькими рядами контрастной атласной ленты или кружева. Иногда по подолу шли две - три горизонтальные складки. Полотнища юбки очень сильно сосбаривались под узкий пояс, к которому пришивался облегающий лиф без рукавов - кабат. Кабаты служили украшением всего комплекса, поэтому их шили и отделывали особенно тщательно. Шился кабат из цветного ситца, сатина или сукна. Для плотности, эти материи нашивались на холстину.
      Зажиточные крестьянки делали себе кабаты из бархата. Особенно ценился бархат глубокого вишневого цвета. Горловина, распах, проймы кабата обшивались контрастным материалом, что было дополнительным украшением костюма. Распах делался всегда слева, на застежке. Застежками служили крючки или пуговицы.
      Андараки были будничные и праздничные. Будничные шились со вставкой, из тканей неярких оттенков, по подолу украшались в основном двумя-тремя горизонтальными складками. Все свое мастерство показывали женщины при шитье праздничных андараков. Самые невообразимые сочетания - зеленые юбки, алые лифы, голубая и желтая ленты по подолу вызывали ощущение праздника, веселья и не казались несопоставимыми.


стр.