Корнеенко Н.И.,
старший научный сотрудник
Рославльского иторико-художественного музея
 
Родина талантов
 
      Имена многих уроженцев рославльской земли стали неотъемлемой частью русской, а иногда и не только русской культуры. В первую очередь это относится к таким признанным корифеям, как С. Коненков и М. Микешин, крупнейшим скульпторам своего времени. Их жизни, творчеству и связям с родной землей посвящены отдельные главы книги, так же, как и таким нашим землякам, как академик живописи А. Рокачевский, династия художников Полозовых, писатель-фантаст Айзек Азимов.
      Но имеются и еще имена, связанные с рославльской землей, которые необходимо отметить в данной книге, так как в копилку славы родного края они тоже внесли лепту.
      Современником Микешина и Рокачевского был художник, уроженец нашего города Валериан Степанович Крюков. К сожалению, сведений о нем сохранилось не очень много, однако единственная картина, имеющаяся в собрании Рославльского музея "Портрет Е. И. Полозовой" говорит о том, что живописец он был довольно интересный. Родился он в 1838 году в мещанской семье. 1854 по 1869 год был вольноприходящим учеником академии художеств, за годы учебы получил несколько серебряных медалей, а в 1867 году за композицию "Смерть Олега" был награжден золотой академической медалью. 1869 году он закончил Академию со званием классного художника 2-й степени, а в 1880 году за портрет Н. Мельникова получил звание классного художника 1-й степени.
      С 1860 года принимал участие в академических выставках, показывал портреты и иллюстрации к произведениям русских писателей и поэтов, а также рисунки на библейские сюжеты. Писал иконы, делал росписи храмов.
      Наиболее известные работы В. Крюкова - портреты Печковской, археолога Ботта, а также серия рисунков "Картины для наглядного преподавания священной истории Ветхого и Нового Завета" и "Картины для начального курса Закона Божия", хранящиеся в отделе эстампов Ленинградской Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.
      К сожалению, дальнейшая судьба Крюкова неизвестна, неизвестна даже дата его смерти. О Крюкове, как о человеке, сохранилась память на страницах книги известного народовольца И. Попова "Минувшее и пережитое Из воспоминаний".
      В годы учебы Попов был дружен с племянником Крюкова, неоднократно бывал у него в доме и даже служил художнику моделью для нескольких работ. Среди людей, бывавших в доме Крюкова и бывших с хозяином в дружеских отношениях, мемуарист упоминает М. Микешина, И. Шишкина, И. Крамского, В. Верещагина.
      Как уже упоминалось, в Рославльском городском музее имеется всего одна работа земляка. Хотя очень может быть, что имеем и еще одну большую работу Крюкова в городе. Некоторые рославльские старожилы со слов своих предков говорили, что росписи в Казанско-Пятницкой церкви (здание выставочного зала) выполнял уроженец Рославля, закончивший Академию художеств. Если это действительно так, то наиболее вероятный автор этих росписей - Крюков, так как он специализировался на работах такого рода. Будем надеяться, что авторство Крюкова будет установлено, росписи отреставрированы, и рославльчане смогут по достоинству оценить работу художника-земляка.
      Впоследующие годы еще несколько рославльчан учились в Академии художеств и в других художественных учебных заведениях. Традиция эта объяснялась, по-видимому, не только наличием талантов, но и в не меньшей степени громкой славой творца монумента "Тысячелетию России", имя которого в Рославле было окружено легендами. Коненков, например, уже когда был всемирно известным мастером, неоднократно повторял, что именно Микешин вдохновил его выбрать поприще скульптора. Очень может быть, что и другой большой скульптор XX века В. И. Мухина посвятила свою жизнь ваянию не без оглядки на Микешина.
      Формально Веру Мухину, автора легендарной скульптуры "Рабочий и колхозница", покорившей Париж на Всемирной выставке в 1937 году, считать нашей землячкой нельзя. Местом ее рождения значится Рига, да и не жила она никогда в Рославле. Но корнями она отсюда. Дед её Кузьма Игнатьевич Мухин был богатейшим рославльским купцом. Скупая на Смоленщине и в соседних белорусских губерниях хлеб, лен и пеньку, он баржами отправлял их по Северной Двине в Ригу, откуда продавал за границу. В Риге он владел землей, домами, складами, амбарами. Однако известен был не только как удачливый оборотистый хозяин, но и как человек, много сделавший для города, за что носил звание "Почетный гражданин города Рославля".
      На его землях и в значительной степени на его средства была построена в городе мужская прогимназия, ныне сельскохозяйственный колледж, вторая городская гимназия (школа № 1), низшая ремесленная школа, носившая имя Мухиных. Жертвовал он деньги и на здравоохранение в городе. И, по воспоминаниям самой Веры Игнатьевны, на вопрос, на кого дед хотел бы походить, он отвечал: "На Козимо Медичи".
      Отец Веры - Игнатий Мухин был также коренным рославльчанином. Отличался большой талантливостью в самых различных областях. Имел склонность к технике и изобретательству, даже получил в 1900 году на Всемирной выставке в Париже золотую медаль за какое-то изобретение в области маслобойного производства. Был он также художником-любителем, неплохо копировал морские пейзажи Айвазовского. Однако коммерческого дара у Игнатия Кузьмича не было, и в конце концов он привел дела торгового дома Мухиных к расстройству, Женат он был на Надежде Вильгельмовне, дочери аптекарского помощника Вильгельма Карловича Мюге, "Рославльсковольной аптеки", потомка врача наполеоновской армии, оставшегося, как гласят семейные предания Мухиных, на Смоленщине в 1812 году. Надежда Вильгельмовна умерла в 1891 году в 30-летнем возрасте в Ницце от чахотки, оставив двух дочерей Веру и Марию. Отец, очень боявшийся, что девочки унаследуют болезнь матери, увез их в Крым. Затем, после смерти отца (Вере было тогда 14 лет), сестер взяли под свою опеку родстнники, и ее жизнь непосредственно с Рославлем уже не была связана. Однако судьбы Мухиных и города, где до сих пор стоят здания, ими построенные, где на местном кладбище покоится прах не одного поколения этой славной династии, переплелись между собой настолько, что связь эту уже не разорвать. И сама Вера Игнатьевна и сын ее В. А. Замков считают Рославль своим родовым гнездом, а мы с полным основанием можем гордиться такой замечательной землячкой.
      Еще об одном уроженце нашего города, получившем образование художника, стоит сказать несколько слов. Захарий Алексеевич Рокачевский родился в 1861 году. С 1874 по 1878 годы обучался в Рославльском железнодорожном училище, был в числе специалистов первого выпуска этого старейшего в Рославле учебного заведения. Затем Рокачевский некоторое время работал техником при главных мастерских Орловско-Витебской железной дороги, занимаясь съемкой с натуры и черчением паровозов, вагонов, машин, составлял рабочие чертежи и проектировал детали. С 1887 года руководил работой учеников того училища, которое сам закончил. Затем попечитель училища Н. А. Гернгрос направил его на свои средства учиться в Академию художеств в Петербург. Готовил его к поступлению академик А. Е. Рокачевский, брат его отца.
      В 1895 г. закончив Академию в звании классного художника 3-й степени, 3. Рокачевский поселился в Томске, где стал работать в Управлении по строительству Средне-Сибирской железной дороги чертежником. В 1897-1898 гг. по поручению Управления исполнил для Парижской выставки 1900 года несколько видов строящейся магистрали. Принимал участие в Томской художественной выставке. С 1900 г. и до выхода на пенсию в 1923 г. преподавал в Томском технологическом институте, но не прекращал при этом занятий живописью.
      В коллекции Рославльского музея имеются работы этого живописца, часть из них включена в экспозицию, посвященную землякам-художникам. Они свидетельствуют о неплохой технике и лирическом даровании художника.
      В 30-е годы стало широко известным и популярным в нашей стране имя еще одного нашего земляка - Федора Саввича Шурпина. Родился он в Рославльском уезде в д. Кирякинка в 1904 г. Учился в Рославльском высшем начальном училище. По путевке Рославльского горкома комсомола Шурпин был направлен на учебу во ВХУТЕИН, который он закончил в самом начале 30-х годов. Первую известность ему принесла картина "Краснознаменца" (1933 г.). Шурпин много работал в портретном жанре ц в тематической картине, уделяя особое внимание крестьянской тематике, но писал и неплохие пейзажи. Самые известные его работы "Год 1919", "Память народная", а также полотно, за которое он был удостоен Государственной премии - "Утро нашей Родины" (1949 г.). В 1954 году ф. С. Шурпину было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".
      В 1966 году в Рославльском музее была открыта большая персональная выставка Шурпина, на открытие которой приезжал сам Федор Саввич. А в 1968 году он подарил более 50 своих работ поселку Шумячи, где теперь работает галерея работ этого хорошего художника, нашего земляка.
      Но не только в области изобразительного искусства достигли наши земляки известности и славы. Не чужда им была и музыка. На сцене Большого театра долгое время пел прекрасный баритон М. В. Сказин, с рославльской земли родом и другой замечательный певец и преподаватель Ленинградской консерватории Е. Г. Ольховский. В Рославле начинался путь в музыку известного белорусского композитора Е. Глебова.
      А кому неизвестны имена таких наших земляков, как один из тончайших лириков, поэт Н. Рыленков или литературовед, академик М. Б. Храпченко. Объем книги не позволяет подробно рассказать обо всех. Поэтому тех, кто заинтересуется вкладом уроженцев рославльской земли в отечественную литературу, можно адресовать к книге И. Трофимова "Писатели Смоленщины", в которой о каждом из наших земляков - и о поэте В. Заводчикове, и о прозаиках В. Шурыгине и В. Кудимове (псевдоним М. Богомолова), и о других имеются и биографические справки, и перечень основных произведений, и библиографические сведения.


Литература

1. Материалы Академии художеств в ЦГИА, фонд 789.
2. Попов И. И. Минувшее и пережитое. Из воспоминаний. Изд. Академия, 1933 г.
3. Суздалев П. К.. Вера Игнатьевна Мухина. М., Искусство, 1981 г.
4. Воронов Н. Рассказ о великом скульпторе. В. Мухина. М., Детская литература, 1991 г.
5. Иванов О., Огонов Г. Образ эпохи. Жизнь и подвиг Веры Мухиной. Советская культура от 7.10.1986 г.
6. Документальный фонд 3. Рокачевской в РИХИ.
7. Парамонов А., Червонная С. Советская живопись. Просвещение, И., 1981 г., стр. 24.
8. Орлова М. Искусство Советской Белоруссии. Изд-во Академии художеств СССР. М., 1960.
9. Коненков С. Мой век. М., 1961 г.
10. Документы и письма из фонда Полозовых в РИХИ.
11. Коненков С. Земля и люди. М. Г., 1968 г.
12. Осокин В. Волшебный резец. (Коненков в Москве). Московский рабочий, 1981 г.
13. Коненков С. Т. Воспоминания современников о скульпторе. Ред. Н. Банковского. Сов. художник. М., 1980 г.
14. Коненков С. Т. Воспоминания, статьи, письма. В 2-х томах. М.,
Изобразительное искусство. 1984-1985 гг.
15. Бычков Ю. Коненков. Серия ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 1982 г.
16. Яковлев С. Вещий ваятель. В книге С. Яковлева. Смоляне в искусстве. Московский рабочий, 1968 г.
17. Кравченко К. С. Т. Коненков. М., 1962 г.
18. Глаголь С. С. Коненков. Петроград, 1920 г.
19. Альбом С. Коненков. Составители ?. Савелова и И. Банковская. Сов. художник, 1978 г.
20. Уманский А. Памяти Микешина. Исторический вестник, 1897 г., № 2, стр. 624-665.
21. Гинзбург И. Русская академическая живопись 70-80 гг. Журнал Искусство, № 5 за 1934 г.
22. Микешин М. Воспоминания художника. Журнал Неман, № 11 за 1969г.
23. Альбом. М. О. Микешин.. Автор-составитель Савинов А. М., Изобразительное искусство, 1971 г.
24. Альбом Памятник "Тысячелетие России". Автор текста Семанов С. М., Советская Россия, 1974 г.
25. Эвальд А. В. Воспоминания о М. О. Микешине. Ист, вестник, № 9 за 1897 г.
26. Семанов С. Памятник "Тысячелетие России" в Новгороде. М., "Знание", 1970 г.
27. Буклет. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве; Автор-составитель Д. Янко. Мистецтво, 1972 г.
28. Данилевский Г. Сожженная Москва. В книге Г. Данилевский. Романы. Объед. изд-во Кизил Узбекистон, Правда Востока, Узбекистон Сурх. Ташкент, 1964 г.
29. Яковлев С. М. Творец монументов величия России. В книге С. Яковлев Смоляне в искусстве. Московский рабочий,
1968 г.
30. Письма ЦГАВМФ с перечнем основных документов о службе Микешина по морскому ведомству.
31. Отчеты Императорской Академии художеств.
32. Документальный фонд А. Рокачевского в РИХМ.
33. Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник. М., Книга, 1986 г., стр. 114.
34. Шилейко А. Люди и роботы. В книге А. Азимова. Три закона роботехники. Мир. М., 1979 г.
35. Максимчук В. Я никогда не забывал, где родился. Край Смоленский, №№ 7-8, 1992 г.
36. Громова А. Раздумья о человеке. В сборнике: Современная зарубежная фантастика. М. Г., 1964 г.
37. Брандис Е. Айзек Азимов. Наброски к портрету. В книге А. Азимова. Сами боги. Мир, 1976 г.
38. Азимов А. Избранное. Мир, 1991 г.
39. Азимов А. Конец Вечности. М., Молодая гвардия, 1966 г.
40. Араб-Оглы Э. Конец Вечности - роман-предостережение - о книге Д. Азимова. Конец Вечности.
41. Разговоров Н. Блеск и нищета роботов. Сборник: Фантастика, 1965, вып. 2.