Тарасова И.В., научный сотрудник
Рославльского историко-художественного музея
 
Е.Г. Ольховский - музыкант, педагог, человек
 
      К 18 февраля (по старому стилю) 1888 г. в семье священника с. Корсики бывшего Рославльского уезда Смоленской губернии Григория Ольховского родился сын Евгений, ставший известным оперным певцом, заслуженным артистом РСФСР, профессором Ленинградской консерватории.
      Детские годы Евгения Ольховского прошли в деревне, где он рос среди прекрасных крестьянских песен и гармонии церковного пения.
      До сих пор в Корейках сохранилось здание церкви, которая была построена 100 лет назад. Строилась церковь по проекту и под наблюдением смоленского губернского архитектора М. М. Мейшера. Кстати, это один из немногих храмов в нашем крае, воздвигнутый в основном на средства прихожан. Освящение и открытие церкви состоялось 17 октября 1896 г.
      Петь Евгений начал с детства, особенно любил русские народные песни. Славился в округе церковный хор, в котором часто пел и сын священника Ольховского. Большое влияние на музыкальное формирование будущего артиста оказал оркестр старого еврея Лейбы, который часто приезжал из белорусского местечка Хотимска к соседним помещикам, чтобы играть на балах и семейных торжествах.
      Но первым учителем пения Ольховского был, по его признанию, бездомный бродяга, имя которого он забыл. Этот человек за приют, за хлеб-соль, чарку водки платил людям песнями. Пел он их задушевно и вдохновенно, весь преображаясь, становясь моложе и чище. Огромное впечатление производил этот талантливый певец-самоучка на шестилетнего мальчика Евгения Ольховского. Русские народные песни, исполняемые бродячим певцом, навсегда покорили его.
      Евгений Ольховский получил прекрасное образование: богословское, юридическое, музыкальное. Проучившись 3 года в сельской школе, Евгений поступил в Рославльское духовное училище, а затем - в Смоленскую духовную семинарию. С удовольствием пел в духовных хорах Рославля и Смоленска. Но склонности к семинарской учебе, богословским наукам он не имел. Перспектива стать священником тяготила его. В 1905 г. Ольховский уехал к родственникам в Орел, сдал экстерном экзамены за 7-й класс классической гимназии и был зачислен учеником 8-го класса гимназии Алексеева. Вместе с другими любителями пения и музыки Евгений выступал на ученических вечерах, радуя слушателей своим сильным и красивым баритоном. Так совсем еще молодой человек сделал первый решительный шаг навстречу мечте. Евгений Ольховский не унаследовал профессию отца, а, вопреки судьбе, и, видимо, воле родителей, избрал совсем другой путь в жизни.
      После окончания гимназии в 1906 г. Евгений Григорьевич поступает на юридический факультет Петербургского университета, где специализируется по государственному праву Англии. Но музыка, особенно опера, влекла Ольховского больше, чем юриспруденция. В столице он стал завсегдатаем Мариинского оперного театра. А в 1908 г. Евгений Григорьевич начал брать уроки пения у известного профессора-вокалиста Е. К. Ряднова. Занятия проходили успешно, но вскоре были прерваны, так как Евгений Карлович уехал на Кавказ преподавать в Тифлисском музыкальном училище.
      В декабре 1910 г. Ольховский сдал государственные экзамены в университете и получил диплом I степени. Увлеченный пением он едет вслед за своим учителем в Тифлис. Там он устроился в судебную палату, работал помощником присяжного поверенного и одновременно занимался в музыкальном училище.
      В 1911 г. Е. Г. Ольховский выступал в концерте, который был дан в честь посещения Тифлисского музыкального училища С. В. Рахманиновым, и заслужил похвалу композитора за отличное исполнение романса "Проходит все".
      Впервые в опере Евгений Григорьевич выступил весной 1911 г. в Тифлисском казенном театре в партии Малатесты в опере Доницетти "Дон Паскуале".
      В 1912 г. Ольховский успешно заканчивает музыкальное училище и оперную студию Ряднова. На выпускном экзамене он исполнил партию графа ди Луна в опере Дж. Верди "Трубадур".
      По этому поводу одна из Тифлисских газет писала: "7 мая Музыкальное училище сделало публичный экзамен своим учащимся. Были поставлены "Сельская честь" и "Трубадур". Г-н Ольховский, исполнявший роль графа ди Луна, обладает прекрасным баритоном".
      Молодой певец произвел хорошее впечатление и был приглашен в труппу антрепренера Багирова в Одесский городской оперный театр на амплуа лирического баритона.
      Отличные отзывы в печати о его выступлениях, советы друзей и, главное, неудержимая тяга к певческой карьере вызвали уход Ольховского из Судебной палаты. Оставив юридическое поприще в 1912 г., он начал свой творческий путь как оперный певец. Непрерывная артистическая деятельность Е. Г. Ольховского протекала по 1951 г.
      После сезона, проведенного на сцене Одесского оперного театра, Ольховский становится солистом Тифлисской казенной оперы. Здесь он впервые спел партии, ставшие потом любимыми в его репертуаре: Елецкого в опере П. И. Чайковского "Пиковая Дама", Онегина в опере "Евгений Онегин", Жермона в опере Дж. Верди "Травиата", Веденецкого гостя в опере "Садко" Римского-Корсакова.
      Молодой певец быстро завоевал симпатии публики, которой нравились его бархатистый, звучный баритон, умение свободно держаться на сцене, изысканная дикция. Театральные критики отмечали прекрасное владение богатым голосовым материалом, первоклассную фразировку, проникновение в дух каждой исполняемой вещи, умение придать исполнению цельный и неразрывный характер.
      Уже в 1913 г. тифлисские газеты писали: "В этом начинающем артисте чувствуется будущий прекрасный певец: тонкость отделки, благородство манер, изящный вкус".
      27 декабря 1914 г. состоялся бенефис Ольховского. Шла "Травиата", в которой бенефициант пел партию Жоржа Жермона. Гибкий, мягкий, красивый голос Ольховского, благородство его манер покорили зрителей. Ему предрекали блестящее будущее. Газета по этому поводу писала: "В этот раз "Травиата" шла в бенефисе г-на Ольховского. Бенефициант был очень горячо встречен, а подношений получил давно невиданную гору. И по заслугам, ибо он провел партию Жоржа Жермона великолепно во всех статьях".
      Но вскоре Ольховский покидает Тифлис и переезжает в Петербург, где становится солистом недавно созданного театра "Музыкальной драмы". Четыре сезона он поет ведущий баритоновый репертуар в этом театре, участвует в премьерах, выступает в спектаклях вместе с Л. В. Собиновым, Л. Н. Липковской. И уже петербургские газеты писали в 1915 г.: "Г-н Ольховский, выступивший вчера в заглавной роли, наделен красивым, мягкозвучным баритоном и соответствующей внешностью. Это позволяет надеяться, что со временем из него выработается отличный Фигаро".
      В сезоне 1918 - 1919 гг. состоялся дебют Ольховского в роли Фигаро в Мариинском театре и в роли Онегина на сцене бывшего Михайловского театра. Дебюты прошли с большим успехом. Но для зачисления в солисты этих театров необходимо было дополнительное прослушивание, на котором, по распоряжению Ф. И. Шаляпина, являвшегося художественным руководителем бывших императорских театров, Ольховский спел каватину Фигаро, арию Елецкого и ариозо Мазепы.
      Голос, манера исполнения молодого певца понравились Шаляпину. Ольховский был зачислен в труппу академических театров, а Шаляпин запомнил и полюбил молодого артиста и не раз избирал его своим партнером в "Севильском цирюльнике", "Фаусте", "Садко". Е. Г. Ольховский стал частым гостем в доме Федора Ивановича и неоднократно использовал его советы и указания при исполнении ряда ролей.
      В спектаклях бывшего Мариинского и бывшего Михайловского театров Ольховский создал замечательные сценические образы: Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Альберта ("Вертер"), Веденецкого гостя ("Садко"), Ренато ("Бал-маскарад") и другие. Кроме того, на сцене бывшего Михайловского театра Ольховский, в котором сочетались талант певца, актера и замечательного танцора, успешно выступал в опереточных спектаклях ("Корневильские колокола", "Нищий студент", "Ева", "Гейша" и др.).
      В 1931 г. произошло разделение оперных театров Ленинграда. Е. Г. Ольховский был прикреплен к Малому оперному театру, где проработал до 1951 г. и исполнял не только классический репертуар, но и выступал в ряде первых советских опер ("Поднятая целина", "Тихий Дон", И. Дзержинского, "Фронт и тыл" А. Гладковского, "Война и мир" С. Прокофьева).
      В 1939 г. Е. Г. Ольховскому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. ("За выдающиеся заслуги в области театрального искусства"). Копия ходатайства артистов-солистов Государственного Академического театра оперы и балета о присвоении этого высокого звания за подписями Народного артиста СССР П. 3. Андреева, заслуженных артистов РСФСР П. М. Журавленке, С. И. Мигая и др. хранится в фондах музея г. Рославля.
      Общественность Ленинграда широко отмечала юбилеи сценической деятельности певца - в 1938 г.- 25-летие, а в 1948 г.- 35-летие. Юбилейными спектаклями были оперы "Евгений Онегин" и "Севильский цирюльник", где Ольховский исполнял заглавные роли.
      Почти 40 лет выступал Евгений Григорьевич на сцене и спел около 60 партий, включая репертуар классической оперетты. Ему выпало счастье быть партнером таких выдающихся русских певцов, как Ф. И. Шаляпин, Е. А. Степанова, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, С. Я. Лемешев, В. В. Барсова и других. Впечатления от этих спектаклей остались у Евгения Григорьевича на всю жизнь. Ольховскому довелось встречаться на сцене со знаменитыми итальянскими певцами - баритонами Батистини и Де-Лука.
      Наряду с работой в театре Е. Г. Ольховский вел большую концертную деятельность в Ленинградской филармонии, на радио, выступал во многих городах страны (Одессе, Горьком, Тбилиси, Ереване).
В 1924 г. вместе с дирижером В. А. Дранишниковым и певицей О. Ф. Мшанской он выезжал на гастроли в Германию, Швецию и Финляндию.
      В период Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад от Малого театра Евгений Григорьевич давал концерты в воинских частях и госпиталях.
      Но Е. Г. Ольховский был не только замечательным артистом и певцом, но и выдающимся вокальным педагогом и методистом. Педагогическая деятельность Ольховского началась в 1931 г., когда его пригласили работать в Первом Ленинградском музыкальном училище. А с 1935 г. в Малом оперном театре он занимался с группой молодых солистов, в числе которых были П. Лисициан, С. Шапошников, А. Ступальская.
      В 1948 г. Евгений Григорьевич был приглашен на преподавательскую работу в Ленинградскую консерваторию, где был сначала деканом вокального факультета, а затем с 1957 г. зав. кафедрой сольного пения. Во многом благодаря таланту педагога и методиста Ольховского кафедра Ленинградской консерватории по праву стала в 50 - 60-е гг. ведущей среди вокальных кафедр музыкальных вузов страны.
      Е. Г. Ольховский воспитал целую плеяду талантливых певцов, среди которых народный артист СССР В. Гринченко, народные артисты РСФСР К. Плужников, Ю. Марусин, Э. Хиль, В. Копылов, заслуженные артисты РСФСР Т. Новикова и О. Ярошенко, народный артист УССР В. Тимохин.
      Многие студенты и аспиранты Ольховского стали вокальными педагогами, успешно работают в разных городах. Это зав. кафедрой Горьковской консерватории, заслуженный артист Бурятской АССР А. Седов, зав. кафедрой Ташкентской консерватории, кандидат искусствоведения, профессор Ю. Барсов, доценты Ленинградской консерватории Б. Лушин и В. Юшманов.
      Среди питомцев кафедры сольного пения, которую Ольховский возглавлял более 20 лет, Е. Образцова, В. Атлантов, И. Богачева, Е. Нестеренко. В становление этих выдающихся деятелей искусства вложили свой труд и талант не только их педагоги по специальности, но и авторитетный, умный и знающий руководитель кафедры.
      Высокоэрудированный методист и блестящий организатор, Ольховский заботился об укреплении педагогического состава кафедры, приглашая одаренных певцов, проявивших склонность к преподаванию, в частности, по его предложению в консерваторию были приглашены И. И. Плешаков, В. М. Луканин, С. Н. Шапошников. В 1960 г. при активной поддержке Ольховского в консерватории была открыта научно-исследовательская лаборатория.. Полученные в ней результаты широко применялись на практике.


стр.