Махотин Б. А. "К живым истокам", Смоленск, 1989 г.
 
Зеркало народных профессий
 
      Среди тысяч географических названий Смоленской области важное место принадлежит тем из них, которые появились с развитием кустарных промыслов.
      Трудно определить дату, когда на территории Смоленщины была установлена домница, в которой из местной болотной руды был получен первый кусок железа. Известно только, что использование железа в хозяйственных целях началось здесь значительно раньше появления самых древних городов. Археологические изыскания, проведенные Е. А. Шмидтом и другими учеными-археологами, доказывают, что более двух тысяч лет назад наши далекие предки умели из местных болотных руд выплавлять железо и делать металлические орудия труда.
      Во второй половине XVII века поиски и добыча болотных руд на Смоленщине приобрели общегосударственное значение. Учитывая широко распространенные залежи высококачественных полезных ископаемых и возможность привлечения дешевой рабочей силы из числа крестьян, а также некоторый опыт местных кустарей-рудознатцев, московское правительство поощряет строительство на Смоленской земле вотчинных и казенных предприятий по добыче и переработке болотных руд. В силу сложившихся естественноисторических условий главным центром рудного дела стала Руцкая волость - Рущина.
      О широком распространении рудного дела в прошлом свидетельствуют сохранившиеся до сих пор названия населенных пунктов типа Рудня, Рудница.
      Полученное из болотной руды железо в руках мастера-кузнеца превращалось в разнообразные орудия труда и предметы быта, профессия эта становилась одной из наиболее распространенных и почетных. И если кому-нибудь присваивалось прозвище Кузнец, то этим подчеркивалось уважительное отношение. Профессиональное прозвище впоследствии превращалось в наследственное имя, а от него и в наследственную фамилию. Фамильная группа Кузнецовых ныне стоит в первой десятке наиболее распространенных фамилий на Смоленщине.
      Сродни Кузнецовым многочисленные фамилии, производные от слова коваль: ведь на украинском языке это то же, что и кузнец. И роднит их сам процесс работы - ковать что-либо.
      Русские кузнецы и украинские ковали сближаются с профессией кричника, то есть человеком, выплавляющим железо в простейшей дойнице - кричнице. Отсюда ведет свое начало древнерусское имя Крич.
      Своеобразными памятниками безвестным зачинателям кузнечной профессии являются и названия многочисленных населенных пунктов - Кузнецовка, Кузнецове, Кузнецовская, Кузнецы, Ковалев, Ковалевка, Коваленко, Ковалевщина, Коваленки, Ковали, Ковалики, Ковальки. От имени Крич на Смоленщине сохранилось название деревни Кричково. Обращает на себя внимание территориальное размещение «кузнечных» и «ковальских» селений. Если первые более плотно группируются в восточной и северо-восточной частях области, то вторые - в юго-западной, западной и северо-западной областях. Очевидно, это результат длительных контактов западной половины Смоленщины с Украиной в составе бывшего Литовского государства, а восточной - с Москвой и ее западными пограничными областями (отсюда - ковали и кузнецы).
      Так, в городе Гжатске (ныне г. Гагарин) вплоть до 60-х годов нашего века существовал Кузнечный переулок, тянувшийся по Старой Смоленской дороге. Здесь было когда-то бойкое место с постоялыми дворами и питейными заведениями. Но не они определяли славу переулка, а кузницы, к которым тянулись многие тысячи горожан, жителей окрестных деревень и сел, чтобы выковать нужную в хозяйстве вещь, подковать коня и т. д.
      А у починковской деревни Ковали история названия такова. По преданию, 300 лет назад сюда с Украины приехали четыре семейства, в каждом из которых были кузнечных дел мастера - ковали. С тех пор деревня по профессиональной принадлежности ее жителей стала именоваться Ковали.
      Прямое отношение к кузнечной профессии имеют названия деревень Казаново, Лемеши, Копыльники, так как в их основу заложены названия предметов кузнечного ремесла — казаны (чугуны), лемеха (отвалы плугов), копылы (тяпки).
      Использование местных минеральных ресурсов - глины, песка и камня - привело к развитию многих промыслов. Большим спросом пользовались изделия из глины: посуда, детские игрушки, кирпич. Гончарным делом славилась деревня Малое Павлове. Ее жители, большинство которых носили фамилию Гончаровы, свыше сотни лет обеспечивали изделиями своего труда не только Ельнинский уезд, но и соседний Дорогобужский.
      Гончарные изделия - горшки и кувшины - были особенно распространенными. От их названий пошли имена-прозвища, а также фамилии Горшковы и Кувшиновы.
      Из населенных пунктов, вошедших в систематические списки Смоленской области, названия с основой гончар носят Гончаренки, Гончарики, Гончаровка, Гончарове, Гончары; с основой горшок - Горшовка, Горшково; с основой кувшин - Кувшиновка, Кувшиново. В Угранском районе возле деревни Шутихино сохранилось сенокосное угодье Горшки: это объясняется тем, что для производства гончарной посуды (горшков) на этом месте брали когда-то глину. Следы выработок глины встречаются до сих пор.
      Глина в смеси с песком широко использовалась для производства кирпича. Потребность в кирпиче особенно возросла при строительстве христианских храмов в XI-XII веках. В дальнейшем спрос на кирпич увеличивался в связи с развитием градостроительства, возведением крепостных стен вокруг наиболее крупных городов - Смоленска и Вязьмы.
      Наиболее полные сведения о территориальном размещении мест, связанных непосредственно с кирпичным производством, дают нам микротопонимы. Сохранилось до наших дней название деревни Цегельня (от немецкого цегель -«кирпич») в Руднянском районе. Цегельни, где раньше брали глину для производства кирпича, встречаются одновременно в трех районах - Краснин-ском (с. Сусловичи), Демидовском (д. Пранники) и Монастырщинском (д. Боровец). Жители деревни Рухань (Ершичский район) одно из луговых угодий называют Кирпичи, а сельчане из деревни Гредякино (Вяземский район) прошлое кирпичного производства связывают с местом в лесу, именуемым Кирпичным сараем. В окрестностях деревни Заречье (Угранский район) расположено урочище Зарои. Местные жители зароями называют ямы, образовавшиеся в результате выемки глины, шедшей на близлежащий заводик кустарного типа.
      Долгий и сложный путь развития прошло производство стекла и посуды. До того как появиться Первомайскому стекольному заводу и заводу стеклотары в поселке Ворга, на Смоленщине не одно столетие существовали кустарные предприятия, на которых, используя местное и частично привозное сырье (кварцевый песок, мел и др.), варили стекло, а из него выдували предметы домашнего обихода, главным образом посуду. Такие предприятия назывались гутами, В настоящее время это слово почти вышло из употребления, однако оно представлено в названии деревни Гута (Руднянский, Хиславичский, Ярцевский районы). Нынешний поселок Вор-га тоже назывался Гутой. За селом Деребуж после постройки стеклозавода долгое время сохранялось название Гута.
      Существованием стекольного производства в прошлом объясняется название Шлиховского озера: в этом водоеме шлифовали (шлиховали) посуду стекольного завода, располагавшегося в деревне Лихново (Починковский район).
      Распространенным кустарным промыслом была заготовка камня, в чем преуспевали крестьяне села Чепишева бывшего Рославльского уезда. Они собирали преимущественно осенью камни с полей, крупные - дробили, получая нередко с одного валуна до кубометра материала, вывоз которого в город или на шоссейную дорогу производили зимой. Жители села Верховья (бывший Смоленский уезд) из камней-валунов сооружали надгробные плиты и другие виды памятников. На Смо¬ленщине около 50 сельских населенных пунктов имеют названия типа Каменец, Каменкино, Каменка, Каменщина, Камень, Камушки и др.
      В качестве минерального сырья в кустарном производстве применялся также плитняк - известковый и доломитовый камень, встречающийся и поныне вдоль обнаженных крутых берегов ряда рек, в том числе Верхнего Днепра и его притоков Вязьмы и Соли. Выход плитняка на поверхность почвы, свойство легко раскалываться облегчало добычу его. Шел он на фундаменты зданий, покрытие шоссейных дорог, производство извести. Даже мельничные жернова и те в ряде случаев изготовлялись из плитняка. В Сычевском районе, например, до сооружения Вазузского водохранилища существовала деревня Жерновка. Здесь когда-то из прибрежного плитняка делали жернова, в частности для деревни Яковлевской, расположенной выше по реке Вазузе. В единственном числе сохранилось название деревни Плитники (Холм-Жирковский район).
      Кроме минерального в кустарном производстве широкое применение находило сырье растительного и животного происхождения. В прошлом значительные площади лесов отводились для нужд поташного промысла. Получаемый из древесной золы углекислый калий был необходим для изготовления тугоплавкого и хрустального стекла, а также мыла. О былом промысле свидетельствуют названия двух деревень - Поташ (Шумячский район) и Поташино (Сычевский район).
      Осуществлялось и выжигание древесного угля, основным потребителем которого были кузницы. Название деревни Жаровни (Рославльский, Духовщинский районы) раскрывается в связи с угольным промыслом. У нее есть однокоренные тезки: Жарное (Ельнинский район), Жары (Починковский район), Жарынь (Рославльский район), Жарь (Руднянский, Смоленский районы). От прозвищно-именных фамилий образовались названия деревень Жарковка (Хиславичский район), Жарнево (Смоленский район). Одноименная деревня Жарнево в недалеком прошлом существовала и на территории Краснинского района, в которой почти все жители носили фамилию Жариковы.
      В селе Середа Сычевского района до наших дней сохранилось прозвище Угольщик, унаследованное от прадедов, занимавшихся производством древесного угля. Место, ныне заросшее кустарником, под деревней Лапино (Ельнинский район) называется Угольным. О выжигании древесного угля в прошлом говорят названия Дмитро-Углинская дача и деревня Угляика (Духовщинский район).
      На территории Смоленщины значительного развития достигали дегтярный и смолокурный промыслы, о чем напоминают названия местечек и деревень Смогори (Кардымовский район), Смолы (Монастырщинский район), а также прозвищно-именные и фамильные наименования деревень, основателями которых были профессиональные смолокуры: Смолино (Смоленский район), Смоляки (Руднянский район), Смоляне (Велижскийрайон). Дегтярные промыслы запечатлены в двух основных группах названий: одна из них прямо указывает на дегтярное происхождение - Дегти (Демидовский район), Дегтяри (Смоленский, Холм-Жирковский районы), другая - через термины печь, печкарь: Печенки (Велижский район), Печище (Хиславичский район), Печки (Руднянский район).
      Применялась древесина в хозяйственных целях в качестве поделочного материала. На этой основе развились самые разнообразные крестьянские промыслы, объединяемые в общую группу лесных промыслов.
      «Кроме земледелия местные крестьяне занимаются бондарничеством, плотничеством (в зимнее время), гнут дуги, колеса, делают сани, решета, бороны, телеги, строгают обручи в Москву, «дерут дор», долбят корыта»,- говорится в одном из документов о крестьянских промыслах села Петрополья (ныне Монастырщинский район). В селе Язвене (бывший Ельнинский уезд) основными промыслами крестьян были: тележный, бондарный, лапотный, корзиночный (из лозы), грабарский . Вплоть до Великой Отечественной войны сельские жители деревни Клушинки (ныне Гагаринский район) считались искусными мастерами деревянных дел. Объединившись в колхоз, они делали колеса, дуги, сани, телеги и прочие предметы домашнего и хозяйственного обихода.
      Во многих местах Смоленщины значительного развития достигло производство ткацких предметов - донцов, гребней, берд. Из цельных древесных корневищ, а также капов - плотных наплывов на стволах берез - изготовляли домашние ковши. Наряду с древесиной в дело шла и древесная кора. Так, из луба (коры липы) добывали мочало, плели кошели, ткали рогожи. Кора ольхи применялась в красильном деле, кора дуба - в дублении кож.
      «Лесные промыслы» с их многообразным ассортиментом изделий оставили заметный след в названиях населенных пунктов Смоленской области. Среди них Бондари (Демидовский район), Дугино (Новодугинский район), Каткове (Краснинский район), Колесники (Гагаринский, Монастырщинский, Починковский, Хиславичский районы), Полозы (Смоленский район).
      Одной из важных закономерностей в развитии лесных промыслов в прошлом следует считать их приближенность к источникам сырья. По этой причине в лесу обычно сооружались легкие сезонные жилища - будные станы, вокруг которых располагались не только угольные и смолокурные печи, но и печи парные.
      Парная печь (парня) и ее назначение в системе лесных промыслов в прошлом сравнительно полно описана в письме священника села Деребуж бывшего Рославльского уезда на имя смоленского историка И. И. Орловского в 1904 году. «В лесу (на парнях),- говорится в письме,- из дуба, ясеня и ильменя гнут обруч для колес и потом выделывают колеса. Из дуба же, вяза и ветлы гнут дуги. Из дуба, ясеня и ильменя делают спицы для колес, из этого же материала и клена гнут полоз для саней и делают сани и оглобли. Клен же разрабатывают на гребни, а корни клещевника высекают на клещи для хомутов».
      Буды и парные печи оставили о себе память не в одном десятке названий. Целых пять десятков именных буд разбросано по всем уголкам Смоленщины. Одних только названий Буда, включая определительные сочетания «большая», «малая», «новая», «старая», «высокая», насчитывается 25. О местах размещения бывших будных станов свидетельствуют названия деревень по имени Будище - пять названий. Есть и фамильные буды типа Будково, Будневка, Будяки и др.
      С переработки льна и конопли началось развитие полотняного промысла, изготовление канатов, веревок, предметов рыбного лова (бредни, мордухи). Особенно распространено было ручное ткачество, основанное на использовании льноволокна. «Русским шелком» называли за границей и льноволокно, и разнообразные изделия из него за их прочность и красоту. Самое удивительное свойство льняных тканей состояло в том, что из-за наличия в них значительного количества кремнезема они не подвергались быстрому гниению, к тому же обладали антибактериальными свойствами. Так и повелось в народе считать льняные скатерти, полотенца символом верности, чистоты, уюта и благополучия.
      Люди, занимавшиеся изготовлением льняного полотна, исстари на Руси назывались хамовниками (от «хам» - льняное полотно). В новгородских берестяных грамотах встречается выражение «хаму 3 локти», датированное XIV веком. В. Далем в его Толковом словаре приводится пример из смоленских говоров, в которых встречается слово хамунька для обозначения старого изношенного свитка (предположительно льняного, так как лен на Смоленщине считался основной техниче¬кой культурой для получения волокна). Не от тех ли мастеров, занимавшихся изготовлением тканей, ведут свои названия деревни Хаменки (Велижский, Демидовский, Руднянский районы)?
      Еще во времена Древней Руси на Смоленской земле появились поселения, пользовавшиеся определенными привилегиями, в том числе такими, как временное освобождение от уплаты налогов и других повинностей. Временные освобождения и вольности легли в основу названий, широко распространившихся с течением времени, типа селений Слобода или Слободка. Среди них если и небольшая, то по крайней мере значительная часть имела прямое отношение к кустарным промыслам. Основными жителями этих селений были люди, которые не имели земли, но обладали профессиональным умением изготовлять добротные товары широкого потребления. В местном сырье, преимущественно животного происхождения, не было недостатка: шкуры домашних животных, овчины, шерсть, щетина, рога - все это было в избытке, и их можно было приобрести у сельских жителей окрестных деревень и сел. Переработкой этого сырья и изготовлением из него нужных для населения товаров занимались кожевники и овчинники-, щетинники и синельники (красители шерстяных изделий), сапожники и валяльщики, шапошники и швецы, башмачники и рукавичники. Были распространены и «ходячие» профессии коновалов, занимавшихся кастрированием домашних животных, а также драчей, специализирующихся на забое скота, обработке шкур.
      На территории Смоленщины названные промыслы нашли весьма яркое отражение как в самих типах селений, так и в их названиях, связанных с профессиональными признаками живших в них кустарей.
      В границах Смоленской области учтено 45 названий Слобода, пять - Слободка. Кроме того, свыше 20 названий «слободских» селений со словами-определениями, указывающими на их порядковый номер (первая, вторая, третья), величину (большая, малая), относительный возраст (старая, новая), правовое положение или принадлежность (слесарева, служительская), символику революционных перемен (красная). К этой же группе относятся названия населенных пунктов, возникших на месте бывших Слобод и Слободок (например, Слободище).
      Аналогами слободских селений являются топонимы с корнем -воль-: Вольнянки, Волыцина, Воля, Вольная Слобода. В настоящее время они не существуют.
      Кроме собирательного термина слобода и его аналога воля в названиях значительного числа селений Смоленской области нашли отражение термины, связанные с профессиональными прозвищами кустарей-одиночек или прозваниями целых коллективов людей по их основной специализации. Примерами топонимов этого рода служат Мясники (Дорогобужский район), Кожино (Велижский район) и Кожуховичи (Хиславичский район), Шубки (Руднянский район) и Шубкино (Темкинский район), Шапки (Руднянский район) и Шапкино (Гагаринский район).
      В кустарных промыслах Смоленщины точно в зеркале запечатлена многовековая жизнь народа с его богатыми хозяйственными и культурными традициями. Носителями этих традиций были деятельные и энергичные люди, народные умельцы не одного десятка поколений, которые оставили неизгладимый след в топонимии своего края.