Навстречу юбилею! Рославлю - 880

30 августа 2017г. | Шевченко Е.А.

Вспомнить всех поименно…

 

Архив Рославльского историко-художественного музея располагает достаточно обширной информацией о концентрационном  лагере смерти DULAG -130, который размещался на юго-западной окраине города в период немецко-фашистской оккупации с августа 1941 по сентябрь 1943 года. Однако конкретно об узниках этого лагеря известно очень мало.

Напомним, что в результате боевых действий  Красной Армии под Москвой немецкое командование постепенно ликвидировало  прифронтовые лагеря. Советские военнопленные пешим порядком прибывали в оккупированные города и поселки, где организовывались  концлагеря различного типа. Это могли быть сборные пункты, такие как в Юхнове и Спас-Деменске, пересыльные лагеря, такие как DULAG-130 в Рославле, постоянные лагеря подобно Смоленскому - STALAG-126 и другие либо основные рабочие, либо малые рабочие лагеря. Система концлагерей по уничтожению гражданского населения и военнопленных была опробована в Германии после захвата власти фашистами.

Осенью 1941 года за колючей проволокой рославльского лагеря смерти находилось примерно 15 тысяч заключенных. Это были солдаты и офицеры, воевавшие  в рядах Московского ополчения,  призывники из Калужской, Смоленской, Орловской и других областей нашей страны,  люди разных национальностей, некогда проживавших на огромных просторах Советского Союза.

Во время работы в трофейном фонде РГВА исследователь  Владимир Кравченко нашел в фонде 1509 опись 1 (дела 7 – 16), представляющую собой журналы учета больных и раненых медицинского лазарета, находящегося на территории пересыльного лагеря советских военнопленных в Рославле. Общее количество учетных записей  - около 4,5 тысяч. Когда-то архивные документы были засекречены в фондах РГВА, но сейчас все в  свободном доступе и много материалов уже оцифровано.

В связи с этим в Рославльский музей все чаще стали обращаться  родственники  бывших узников с просьбой выяснить  что-то о судьбе своих погибших или пропавших без вести родных и близких. Понятно их желание посетить наш город и поклониться праху на братской могиле советских военнопленных Вознесенского кладбища и на территории  Центральной районной больницы.

Благодаря подобным обращениям, мы узнаем массу  интересных деталей из довоенной и послевоенной жизни советских семей, получаем документальные материалы и фотографии участников тех событий. И, конечно, не теряем надежды, что когда-нибудь у нас  в экспозиции увидим имена и фамилии узников фашистского лагеря DULAG -130.

За последнее время Рославльский музей посетили гости из Казахстана - Дауренбек Касымович Жарылгасов и Тимур Такейевич Альтаев. Их дядя, Рамазан Жарылгасов, был одним из узников лагеря DULAG 130, по архивным данным находился в лазарете, где ему было ампутировано левое бедро. Они оставили довоенную фотографию своего родственника  и его анкетные данные, ксерокопии страниц  лагерных тетрадей с именем Рамазана Жаргласова.

Любовь и Виктор Фабелинские из Москвы узнали о судьбе своего деда Абрамова Семена Иовича, который был мобилизован и служил в московском ополчении. В «Книге памяти», нашли запись «Погиб в сентябре – начале октября 1941 года в районе Вязьма - Ельня».  Из оцифрованных списков, опубликованных в интернете, оказалось, что С.И. Абрамов был в плену  в Рославле, находился в лазарете после «ушиба грудной клетки».

Семья Фабелинских приезжали в наш город, посетили музей, возложили цветы на братские могилы погибших и расстрелянных в годы немецкой оккупации, оставили отзыв в книге почетных посетителей музея: «С огромным интересом осмотрели экспозицию Рославльского музея, особенно ее часть, посвященную Великой Отечественной войне, поскольку наш родственник был узником лагеря DULAG – 130».

В музей также  пришли материалы от И.П. Сизовой из Ялты  (Республика Крым) о ее родственнике Крутихине  Николае Ивановиче 1906 года рождения. Она прислала нам фотографии Н.И. Крутихина и архивные справки из Госархива   Кировской области о пребывании Крутихина в концентрационных лагерях в годы Великой Отечественной войны.

Николай Иванович Крутихин попал в плен 7 октября 1941 года и находился в рославльском лагере по 21 октября 1941 года, после чего был направлен в Могилев, а оттуда в Киев, где привлекался к работе на аэродроме в качестве чернорабочего. С апреля 1942 года по январь 1943 содержался в лагере военнопленных в Гамбурге. Окончание войны застало Н.И. Крутихина  в заключении - в концлагере г. Омаль (Франция).

Мы будем признательны всем, кто сможет сообщить нам какие-то сведения об узниках рославльского лагеря смерти.

 

Е.Шевченко, специалист Рославльского музея. 



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области