Просто о налогах: детский творческий конкурс отметил пятнадцатилетие

1 августа 2018г. | Межрайонная ИФНС России №1 по Смоленской области

В этом году конкурс «Налоги – паруса государства» на Смоленщине прошел уже в пятнадцатый раз. Удивительно не только то, что идея о его проведении появилась на заре 21 века, когда ведомству, занимающемуся сбором налогов, было, казалось бы, совсем не до творчества юных, но и то, что недетская тема оказалась интересна школьникам, только начинающим постигать азы финансовой грамоты.   Как трансформировался за эти годы конкурс и смог ли изменить менталитет плательщика? Об этом мы говорили  с руководителем УФНС России по Смоленской области Т.А.Рыбалко.

- Татьяна Анатольевна, «налоги» – слово, которое нередко вызывает раздражение у взрослых. За ним стоит некая сумма, которой нужно поделиться. Хотя, конечно, каждый из нас понимает, что Екатерина II, мудрые слова которой дали название творческому состязанию, была права: без этих сборов не живет и не развивается ни одно государство. Насколько глубоко школьники исследуют тему? Может быть, нужно было делать ставку на студенчество, давая старт конкурс 15 лет тому назад?

- Глубина исследования темы зависит от реальных знаний. Но специального урока не было в сетке обязательных школьных предметов. Между тем, стимулировать интерес к теме необходимо в самом раннем возрасте, когда только закладываются стереотипы. Именно поэтому наши сотрудники пошли в школы, чтобы простым языком рассказать о роли налогов в государстве. Ведь бюджет страны, как кошелек в семье. Каждый рубль – это плод труда какого-то конкретного человека. Из всех поступлений складывается общий бюджет. Он направляется на важнейшие для семьи задачи. Аналогично в государстве, но параметры масштабнее. Его заботой, в первую очередь, является неделимость границ, здоровье и безопасность граждан, воспитание будущего поколения, социальное обеспечение, развитие науки, культуры и так далее.

Мы говорим «Налоги укрепляют страну», а понимаем, что налогоплательщики. Только тогда, когда каждый берет на себя ответственность, казна полна. Общество потребителей не может обеспечить себе защиту и все, о чем я говорила. При этом, конечно, деньги любят счет и должны быть направлены в бюджет вовремя. Дисциплинированный плательщик не просто платит, а знает когда, сколько, на какие цели и какие имеет льготы. Мы хотим, чтобы таких с каждым годом было больше. А путь в каждом возрасте к этому свой. Школьников творческое состязание сподвигло взять в руки карандаши, краски, ручки, а для более старших мы организуем экскурсии в налоговые органы, тематические семинары, круглые столы, рассказываем, как получить налоговый вычет, как использовать электронные ресурсы службы. Но прежде чем студент заполнит декларацию, у него уже должно быть понимание, что такое налоги, какие обязанности и права имеет налогоплательщик.

- Конкурс 15 лет тому назад и сегодня. В чем различие?

- Изначально были определены темы работ и номинации. Многие из них по-прежнему актуальны, хотя и называются иначе, но за последние годы изменился и налогоплательщик, изменилась и  сама служба, изменился и механизм уплаты налогов, а творчество всегда устремлено в будущее, в прогресс, поэтому, чтобы задавать темп, нужно быть на несколько шагов впереди. Кроме того, часто именно молодежь становится двигателем процесса обновления, поэтому появилась новая тема «Сайт налоговой службы помогает быть честным налогоплательщиком» или «Какой я представляю свою налоговую инспекцию через десять лет?».

Мы понимаем, что многое закладывается в семье. В том числе и традиции, гражданская ответственность, неравнодушное отношение к окружающему миру, поэтому предложили тему «Моя семья платит налоги», и ее все чаще выбирают школьники.

- В последние годы поменялись и номинации. Много нашли единомышленников в педагогической среде?

- В 2013 году мы впервые назвали имена финалистов-учителей, которые представили работы на конкурс. С тех пор жюри отсмотрело немало интересных методических разработок. Некоторые из них рождаются на стыке наук. Благодаря тому материалу, который мы получаем, мы уже знаем, что есть педагоги, уделяющие внимание налогам не только на уроках экономики, но и в рамках изучения отдельных тем на уроках иностранного языка и информатики, географии и рисования, обществознания и истории. Некоторые проводят совместные налоговые квесты для родителей и их детей, создают видеокурсы, разрабатывают настольные игры. Конечно, такие работы оставляют яркий след.

Появление оригинальных работ в разных возрастных группах на стыке номинаций, безусловно, радует, но вместе с тем требует и какого-то иного подхода к их оценке. Номинация «Доступно о налогах» как раз для тех ребят, кому мало пера, красок и карандашей для реализации своих идей. Тут представлены могут быть и макет обложки журнала «Мир налогов глазами детей», и тематические карманные календарики, и эмблема конкурса «Налоги-паруса государства», и витраж, и презентация, и набор налогоплательщика, и книжка-самоделка. Это всегда работа-сюрприз.

Можно сказать, что наш конкурс растет, как любимый ребенок. И заставляет его участников двигаться вперед, потому что многое уже придумано, сказано, нарисовано. И не хочется повторов, а ведь уже 15 лет творческого поиска позади. Поверьте, трудно в таких условиях быть оригинальным, найти свою сюжетную линию, создать стройную композицию. Это невероятный труд. Но конкурс продолжается, потому что каждый финал по-прежнему радует, удивляет, дает почву для размышлений.

- Какие работы могут тронуть сердце налогового инспектора?

- Во-первых, жюри у нас имеет и разный возраст, и разный статус, и разный профессиональный опыт. Но всех и всегда притягивает искренность, нестандартность подхода. Есть работы, за которые голосуешь сердцем. В них, может быть, даже мало собственно информации по налогам, донести которую до читателя нам, конечно, хотелось бы в первую очередь, встречаются небольшие фактические искажения, но есть мощный посыл гражданственности, четкая собственная позиция и мотивация.

А запомнилось и стихотворение «В стране невыплаченных налогов», и ироничные стихи о том, как Морфей не дает спать должникам, и картина «Налоги-Золотой Ключик, открывающий дверь в прекрасное будущее», и красочный календарь налогоплательщика -12 иллюстрированных страниц со стихами автора, и деревянный герб налоговой службы.

Но больше всего поражает успешный поиск новых решений. Несколько лет тому назад в одной из возрастных групп громко заявила о себе учащаяся Хорошовской школы Антоненкова Арина – автор «Сказки о том, как ниточка казну спасла». С тех пор в номинации «В прозе о налогах» она никому не оставляет шанса, уверенно проходя районный и областной туры, шагая на первое место. Ее фантазии, чувству языка, оригинальности мышления можно только позавидовать. То ее Елена Премудрая помогает проходить жениху и его стране через все испытания не волшебством, а благодаря честным налогоплательщикам. То Ванька добротой своей спасает мир, показывая, как работают налоги. Об ответственности каждого ее сказки рассказывают доступно, образно, с юмором. 

- А сам налогоплательщик за пятнадцать лет чем изменился?

- Однозначно можно сказать, что больше стал разбираться в теме налогов.

 Хочется всем тем, кто принял участие в конкурсе «Налоги – паруса государства», пожелать удачи и попутного ветра в учебе, в работе, в  творчестве, осуществления личных надежд и наших общих чаяний. Пусть их исполнению способствуют не только собственные силы и таланты, но и налоги, которые помогают каждому!

 

Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области – советник государственной гражданской  службы РФ 2 класса  О.Е. Ваулина 



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области