13 декабря 2018г. | Пресс-служба Администрации Рославльского района Табак, алкоголь, наркотики. Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял эти вещества и был зависим от них. Но как уберечь сына или дочь от такой зависимости? Уникального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые советы дать можно.
Быть примером
Психологи давно заметили в каком психическом состоянии находится мать, в таком состоянии находится и ребенок, особенно в возрасте до 2 лет. Это очень важно, ведь ребенок копирует с родителей и спектр психических реакций, и их интенсивность.
Предположим, мать работает в детском саду и привыкла к «приподнятой» речи, избыточным жестам, преувеличенным выражениям чувств, иногда к оамндному тону. У ребенка такой матери, если она не будет делать «поправку на дом», с большой долей вероятности, практически не будут формироваться тонкие оттеночные эмоции, а порог психических реакций окажется искусственно завышенным. И в подростковом возрасте эти нарушения он вполне может начать компенсировать сигаретами, алкоголем и наркотиками.
Если мать относится к своему ребенку отчужденно, система «мать - дитя» может вообще не сформироваться. И тогда психические реакции ребенка будут развиваться с отставанием, эмоционально обеденными. Ему будет трудно в будущем строить межличностные отношения, он замыкается в себе. И справиться с этими проблемами подросток тоже пытается при помощи психоактивных веществ.
Вместе с тем, важно помнить о балансе поощрений м наказаний при воспитании. Таким образом, ребенок тренируется переживать неприятности, пусть и незначительные. Выросший в атмосфере избыточной «любви», человек не сможет «держат удар» и будет искать суррогат той самой атмосферы, в том числе и среди наркотиков.
Подбирать ключик
Детский сад и школа, где проходят процессы социальной адаптации ребенка, - это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс. Для детей, которые привыкли воспринимать мир через телесные ощущения (потрогать, побегать, подбросить, повертеть в руках и поиграть) неподвижное сидение за партой в течние 30-45 минут – настоящая пытка. Их фактически лишают основного канала поступления информации. Отсюда сложности в усвоении материала, конфликты с преподавателем и одноклассниками. А ведь таких детей в первом классе до 30%.
У другой группы детей степень усвоения материала зависит от того впечатления, которое он производит, от тех интонаций и эмоций, которые «выдал» учитель во время урока. Таким ученикам сложно воспринимать четко систематизированную информацию (например, математику), они считают ее сухой и скучной. И у них также возникает «эмоциональное голодание», но уже по другой причине.
Что же делать родителям? Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально. Таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта получения удовольствия , удовлетворения от творчества или самореализации. Чем больше подобного опыта получит ребенок, тем меньше риск, что он будет искать суррогатное удовольствие в психоактивных веществах.
В школе, примерно с 9-10 лет, формируется и групповое поведение ребенка. Оно формируется по разным принципам – двор, интересы, музыка, спорт и т.п. рано или поздно в группу может случайно попасть психоактивное вещество. И если подросток стремится «быть как все», сели статус в группе для него выше всего остального, он обязательно его попробует. К счастью, группы редко сразу же начинают пробовать героин, чаще всего речь идет о психостимуляторах или мариуане.
Материалы разработаны в рамках проекта «Укрепление общественного здоровья» |