Проект «Судьбы, испытанные войной». Командир «Шилки» - Сергей Свидинский (продолжение)

14 октября 2020г. | Администрация колледжа

В мае 1982 года Свидинский Сергей стал участником широкомасштабной операции против моджахедов. Долина реки Панджшер была связующим звеном северо-восточного Афганистана с Пакистаном. Оборону моджахедов в долине составляли отдельные опорные пункты на господствующих высотах, в ущельях и крепостях. Вся местность простреливалась, причем с разных уровней и направлений. Расположенные высоко пещеры использовались для укрытия населения и отходящих групп боевиков. Там же находились склады оружия, боеприпасов, продовольствия. Все это позволяло мятежникам полностью контролировать район долины и ущелья. Панджшерская операция тщательно разрабатывалась. Советской и афганской армиям при поддержке авиации и артиллерии удалось захватить все господствующие высоты и в течение нескольких суток отбивать атаки моджахедов, обеспечивая высадку десанта. Основную тяжесть операции вынесли на своих плечах подразделения мотострелков и десантников, неся при этом большие потери в живой силе и, особенно, в технике.

Сергею Свидинскому удалось дважды пленить душманов во время небольших боевых операций по зачистке кишлаков. В то время он уже занимал должность командира экипажа ЗСУ – 23 -4. Его «Шилка» блокировала кишлак и осталась на внешней территории населенного пункта. Пока пехота прочесывала населённый пункт, Свидинский расположился на башне своей боевой машины и стал наблюдать. Кругом высокие глиняные заборы, за которыми ничего нельзя было разглядеть. Сергей заметил сидевших под забором людей, укрытых накидками. Аккуратно обойдя ограждение, он застал душманов врасплох. И хотя у них при себе не было оружия, советские солдаты легко определяли, душманы это или нет. Достаточно было отвернуть ворот одежды: если плечо синее, значит - стрелял. Тут уже не отделаешься. У душманов были английские винтовки «БУР», снайперы с легкостью поражали цели на расстоянии двух километров. А потому и отдача была настолько сильной, что на плече обязательно оставались синяки. Вот так и отличали душманов от мирных жителей. Захваченные Свидинским в плен душманы были переданы представителям местной власти.
Похожий случай произошел во время другой боевой операции. «Шилка» Свидинского заблокировала дорогу в кишлак и пехотинцы рассредоточились по населенному пункту. Снег, выпавший в этот день, еще не успел растаять. Сергей обратил внимание на следы, ведущие в сторону посадки. Он взял автомат и пошёл по следам, которые привели к арыку, небольшой мелиорационной канаве. Там, в воде, лежали двое душманов. Пленные пытались откупиться, предлагали Сергею рулон «афгани», лишь бы отпустил. Но советский солдат конвоировал душманов и передал властям.
В расположении военной части, в «полевых условиях», 19 июня 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Свидинский Сергей Николаевич был награжден медалью «За отвагу».
Практически весь второй год службы Свидинский исполнял обязанности командира взвода. У него был слаженный экипаж боевой машины, вместе военнослужащие пережили не одну военную операцию. Опытный механик был родом из Прибалтики, и у него была привычка: как только перекусит, сразу ложится поспать. И вот очередная «зачистка», впереди «зелёнка» - виноградники. Пехота отправилась в разведку. Экипаж «Шилки» решил перекусить: разогрели сухпаек, укрывшись за машиной. Поели и разошлись по своим местам. И тут прозвучала команда: «К бою!» А у механика отдельный люк, связаться с ним можно только по рации. Сергей по связи прокричал: «Заводи! Заводи!» Но начался обстрел! Раздался грохот выстрелов, а мысли Сергея были лишь о том, что механик уж очень крепко спит. В момент передышки Свидинский спрыгнул с башни ЗСУ, приоткрыл люк механика и увидел убитого друга.
Во время войны было уничтожено много боевой техники: за два года экипаж Свидинского потерял две ЗСУ-23-4
Летом 1982 года «Шилка» Сергея стояла в оцеплении кишлака. Небольшая афганская деревушка была окружена бронетехникой, а пехотинцы оценивали обстановку и проверяли документы у местных жителей. Когда пехота вернулась, была отдана команда собираться и отправляться в часть. ЗСУ-23-4 Свидинского шла в середине колонны, но все равно опасность подорваться на мине была велика. Необязательно, что на заминированной дороге именно первая машина будет уничтожена. Моджахеды между контактами прокладывали бумажку. Пока эта бумажка не перетрётся, контакты не сомкнутся и фугас не взорвётся. Поэтому колонна может пройти, – а взрыва не быть. Но когда следующая машина будет ехать, может и взорваться, если бумажка перетёрлась.
Обычно Сергей, как командир, в башне никогда не сидел - всё время наверху. Во-первых, легче механиком управлять, во-вторых, нужно в любой момент быть готовым к бою. Бухнуло! Свидинский увидел, как что-то полетело вверх. А это был каток его машины! «Шилка» ремонту не подлежала: гусеницы съехали до конца, днище полностью оказалось разворочено, двигатель разбит. Экипажу повезло: взрыв произошел под задней частью машины.
После потери машины писали объяснительные, затем экипажу давали новую, такую же ЗСУ-23-4. В начале 1983 года разведка донесла, что советские вольнонаемные рабочие попали в плен и душманы переправляют их в Пакистан. Поступила команда: догнать и освободить. Колонна бронетехники отправилась в горы. Двигаясь по серпантину, Сергей переживал за машину, которая была плохо управляема на поворотах. Поднялись в горы, выехали на плато. А там валяются бревна – величайшая ценность. Конечно же, подвязали к машине пару бревен. Еще долго колонна петляла по серпантину в поисках пленных. Не догнали. Поступила команда спускаться с гор. На узком повороте машина Свидинского стала накреняться, затем полностью зависла над пропастью. Сергей резко отключил связь и спрыгнул с башни. «Шилка» полетела вниз на следующую ступень серпантина и, по счастливой случайности, упала между машин колонны, в результате никто не пострадал. Сергей скатился с горы и бросился выручать своего механика. Открыв люк, он вытащил белого, как мел, товарища. Рядом с его сиденьем валялись четыре танковых аккумулятора. Когда машина кувыркалась, механик словно в мельницу попал. Его этими аккумуляторами месило со всех сторон. Потом открылся люк башни, из которого вылез почти невредимый комбат. Первые его слова были: « А где Серёга?» Счастливые, что все остались живы, Сергей и его друзья пересели на другие машины и отправились в часть. Но прежде Свидинский вместе с саперами заложили взрывчатку в упавшую «Шилку» и подорвали ее.
Кроме армейских будней и военных операций, там, в Афганистане, были и праздники. Отмечали их шумно. После скудного ужина все, кто не был на боевой операции, собирались вместе, скандировали, пели песни и стреляли из всех видов оружия. Была задействована вся артиллерия: минометы, пушки и автоматы. В небо взлетали осветительные снаряды, которые зависали на маленьких парашютах и освещали все вокруг. Это были незабываемые фейерверки! После каждого праздника все подразделения ехали на склад получать новые боеприпасы, потому что за вечер ничего не оставалось.
В полку обязательно проходили политзанятия. Только лучшие солдаты, отличившиеся в боевых операциях, рекомендовались в члены КПСС. В феврале 1983 года на афганской земле Свидинский Сергей Николаевич был принят кандидатом в члены Коммунистической партии Советского Союза.
В годы службы Сергея имели место и курьезные случаи. Во время продолжительной операции советские солдаты разбили военный лагерь у подножия горы. На вершине установили ЗРК – зенитно-ракетный комплекс. После проливных дождей все боеприпасы смывало вниз, прямо под палатки. Солдатам прокопали траншею вокруг лагеря, чтобы в неё стекала вода. Прошло время. Траншея забилась гранатами, снарядами, пулями. Один из солдат решил поджечь содержимое для расчистки и увеличения канавы. Облил топливом и бросил спичку. Мгновенно всё начало взрываться! Неделю никто не мог к палаткам подойти!
Наконец настали последние недели пребывания Сергея на чужой земле. Каждому солдату было страшно первые и последние три месяца. А к остальному человек адаптируется. Даже к смерти!
Первые три месяца страшно потому, что ещё не привык к подобного рода событиям. А последние. Считай, отслужил, домой пора, чуть – чуть осталось. Надо выжить!

В начале мая 1983 года Сергей уволился из рядов Вооруженных сил и вернулся в Минск. Провел все лето дома. Афганское солнце сделало парня практически неузнаваемым, отчего он еще очень долгое время стеснялся своего загара. Осенью восстановился в числе студентов Минского индустриально-педагогического техникума. Только тогда Сергей узнал, что одновременно с ним из учебного заведения были призваны 17 человек и все они служили в Афганистане. Живыми вернулись лишь трое. После армии они жили как родные братья. 



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области