Забытый герой

4 февраля 2021г. | По материалам сайта газеты "Рославльская правда"

Великая Отечественная война оставила нам героическое и тяжёлое наследие.
Мы гордимся подвигом десятков миллионов советских солдат, подпольщиков и тружеников тыла. Но мы знаем, что были и предатели Родины, их было неизмеримо меньше, но они были. Были герои, которые переходили на сторону врага, были и те, кто по тем или иным причинам служили оккупантам, а затем стали героями.
Один из таких людей – наш земляк Иван Январьевич Ермаченков. Полный кавалер ордена Славы, лишённый после войны всех боевых наград за то, что некоторое время был на службе у оккупантов, осуждённый за предательство и, после отбытия срока заключения, пользовавшийся огромной любовью и уважением среди односельчан – тех самых односельчан, которые помнили его как человека, «служившего» захватчикам. Удивительная и трагическая судьба…
Иван Январович Ермаченков родился 7 января 1919 года в деревне Старая Сушня Рославльского уезда в крестьянской семье. До войны он окончил 4 класса и работал в колхозе.
В октябре 1939 года был призван в Красную Армию. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боях с захватчиками в рядах 225-го артиллерийского полка. В сентябре 1941 года попал в окружение и плен. Ивану удалось бежать из плена, он вернулся в родные края и продолжил воевать в партизанском отряде «За Родину!»
Дальше в жизни Ивана Ермаченкова начинают происходить странные и непонятные события. В июне 1942 года он дезертировал из партизанского отряда, вернулся домой и поступил на службу в полицию. До сентября 1943 года служил в Дубровской волостной полиции. Нес охранную службу в соседнем селе Ивановском, участвовал в обысках, выгонял жителей на работы. Но участия в кровавых карательных акциях, как выяснилось позднее в ходе следствия, не принимал.
После освобождения бывших советских солдат, перешедших на службу оккупантам, ждала незавидная участь. Бывало, их расстреливали на месте без суда и следствия. Чаще судили и приговаривали к высшей мере наказания (в интернете можно найти немало фото- и кинодокументов казней предателей, в том числе и на территории Смоленщины). Если коллаборационист не имел серьёзных преступлений, его направляли служить в штрафбат.
С Иваном Ермаченковым всё было иначе. Как это ни странно, никакого наказания не последовало, и бывший «полицай» сразу после освобождения в сентябре 1943 года был вновь призван в армию Рославльским райвоенкоматом. С ноября 1943 года и до конца войны участвовал в боях с захватчиками в составе 1109-го стрелкового полка 330-й стрелковой дивизии. Воевал на Западном, Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.
24 декабря 1943 года в районе деревни Голочево Чаусского района Могилевской области красноармеец Ермаченков под огнем противника проделал два прохода в проволочных заграждениях, вместе с пехотой участвовал в штурме траншей. За этот бой он награжден медалью «За отвагу».
В июне 1944 года в составе своей части участвовал в Могилевской наступательной операции. В ночь на 22 июня 1944 красноармеец Ермаченков, участвуя в разведке боем, под огнем противника переправился через реку Проня. Проделал два прохода в минных полях, снял 30 мин. Первым ворвался в траншеи противника и забросал их гранатами, обеспечив своими действиями переправу стрелковых подразделений. Был тяжело ранен. За этот подвиг Ермаченков Иван Январьевич награжден орденом Славы 3-й степени.
После госпиталя вернулся в свою часть. Принимал участие в боях за освобождение Белоруссии и Польши. Стал сержантом, командиром саперного отделения.
В августе 1944 года при форсировании реки Нарев в Польше сержант Ермаченков под огнем противника первым переправился к берегу, занятому врагом. Увлекая за собой бойцов, высадился на заминированный берег, лично снял 50 противопехотных мин. Был ранен, но не покинул поле боя, продолжая руководить наведением переправы.
В январе 1945 года сержант Ермаченков Иван Январьевич награждён орденом Славы 2-й степени и медалью «За боевые заслуги».
В период с 8 февраля по 31 марта 1945 года, в ходе Восточно-Померанской операции, при частой передислокации полка он руководил постройкой 13 наблюдательных пунктов, трех мостов и нескольких переправ. В тяжелых условиях, под огнем противника, его отделение всегда выполняло работы в срок. В ходе боев участвовал в отражении контратак противника, расчищал пути наступающим войскам, обезвредил несколько десятков мин. В рядах стрелковых подразделений участвовал в уличных боях за город Данциг и при выходе на побережье Балтийского моря. Был представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени, однако командиром дивизии статус награды был изменен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года сержант Ермаченков Иван Январьевич награжден орденом Славы 1-й степени, и, таким образом, он стал полным кавалером ордена Славы. Последний орден остался неврученным.
9 мая 1945 года старшина Иван Ермаченков был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг».
После победы Иван Январьевич был демобилизован и уехал в Ленинград.
В сентябре 1949 года его арестовали. 18 февраля 1950 года Иван Январьевич Ермаченков был осужден трибуналом Смоленского гарнизона по статье 58-1«б» УК РСФСР («измена родине»). Трибунал посчитал, что участием в боях и ранениями он частично искупил свою вину, и вместо высшей меры наказания герой был приговорён к 15 годам и лишён всех боевых наград.
По словам дальних родственников (близких родных не осталось), на службу в полицию Иван Ермаченков поступил по заданию подполья. По составленной для него легенде, он поссорился с командиром партизанского отряда и сумел в этом убедить немцев. Но, к сожалению, после войны не удалось найти свидетелей, которые смогли бы это подтвердить. Почему? Остается только догадываться. Возможно, свидетелей из глухой смоленской деревушки в тяжёлые послевоенные годы вызвать для дачи показаний следствию не могли. Или не хотели. Возможно, односельчане просто боялись выступить в защиту человека, обвинённого в измене родине. Такое было время…
А «сдали» Ивана Ермаченкова, опять же по словам родных, соседи по ленинградской коммунальной квартире в надежде заполучить его комнату. В довоенные и послевоенные годы репрессий донос на соседа был надёжным, проверенным способом увеличить жилплощадь.
Иван Январьевич отбыл весь срок наказания и после освобождения вернулся в родные места. Долгие годы добросовестно работал кузнецом в совхозе «Ивановский», пользовался огромным уважением среди односельчан, что вряд ли было бы возможно, если бы он на самом деле служил в немецкой полиции. Награждён медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».
Есть ещё несколько косвенных фактов, которые говорят в пользу того, что Иван Январьевич находился на подпольной работе у оккупантов по заданию партизан, и это было известно всем, кто его знал. Родная племянница Ивана Ермаченкова, которая жила в Екимовичах и часто подолгу гостила у своего дяди в Ивановском, там же познакомилась со своим будущим мужем – сыном фронтовика, партизана, участника Пригорьевской операции. Женитьба сына партизана на племяннице полицая в 60-е – 70-е годы вызвала бы, по меньшей мере, осуждение. Ведь в деревне все друг о друге всё знают, всем всё известно о прошлом каждого односельчанина.
А в газете «Рославльская правда» в 1983 году появился очерк «Во кузнице кузнецы…», в котором журналист Виктор Коршунов очень тепло рассказал о труженике Иване Январьевиче Ермаченкове. Надо напомнить, что это были годы жёсткого идеологического диктата, и хвалебная статья о предателе ни при каких условиях не могла бы появиться в районной газете.
Умер Иван Январьевич 16 сентября 1992 года. Хоронили его всей деревней, многие плакали. В памяти односельчан он остался прекрасным человеком, тружеником, фронтовиком. Похоронен забытый герой на кладбище в деревне Ивановское Рославльского района.
Сейчас уже практически невозможно доказать, сознательно ли он пошёл служить в полицию или по заданию партизанского подполья. Всё говорит в пользу последнего. Все фронтовые подвиги Ивана Ермаченкова, вся его жизнь после возвращения из заключения совершенно не вяжутся с образом бывшего полицая.
Даже если предположить, что он по собственной воле решил пойти служить оккупантам, и задаться вопросом, чего в его жизни было больше – предательства или подвигов, ответом будут его награды. Ордена Славы трёх степеней заслужить было непросто.
Кстати, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1949 года Иван Январьевич Ермаченков был лишён орденов Славы 2-й и 3-й степеней и медали «За отвагу». Его последняя боевая награда осталась невручённой, так что де-юре он до сих пор является кавалером ордена Славы 1-й степени.
Подготовил Сергей ДУБОВСКИЙ.

Использованная литература:
Сергей Каргапольцев «Лишённый орденов Славы», интернет-проект «Герои страны».
Сергей Семенов «Забытые герои Смоленщины», “Край Смоленский”, 2019, № 9.
«Память народа», информационный интернет-проект.
Виктор Коршунов «Во кузнице кузнецы…», «Рославльская правда», 12 апреля 1983 года.

    



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области