|
|
|
Историко-художественный музей
(здание бывшей гостиницы I класса). 2004 г. |
Среди
различных построек Заречья привлекает внимание "заставной" дом,
построенный в 1850 г. за городской заставой.
Этот колоритный кирпичный особняк, возведенный в связи
со строительством шоссе Москва-Варшава, служил гостиницей первого класса.
В 1850 - е гг. проездом через Рославль, в свое имение Овстуг здесь, вероятно,
неоднократно останавливался поэт Ф. И. Тютчев.
Расположенный на пересечении двух улиц (Большой Смоленской
и Пролетарской), особняк выстроен на склоне рельефа местности, поэтому
его восточный и северный фасады двухэтажные, а обращенный к Московско
- Варшавскому шоссе - одноэтажный. Первый этаж частично врезан в землю.
Подобно другим дорожным сооружениям середины XIX в.
постройка выдержана в стиле "псевдоготики". Высокие, стрельчатые
окна второго этажа и полуциркульные первого подчеркивают оригинальность
здания, которое по праву считается памятником архитектуры девятнадцатого
века.
В начале XX века особняк перешел в частные руки. На
первом этаже размещалась шляпная мастерская купца Артемьева, второй этаж
занимало шестиклассное городское училище. Перед Великой Отечественной
войной здание передали городскому музею. В период оккупации все музейные
коллекции были утрачены. С октября 1962 г. музей восстановили в этом же
здании.
Не сохранилось здание почтовой станции с жилыми помещениями,
специально оборудованными "для проездов" августейших особ и
членов императорских фамилий, выстроенное по типовому проекту середины
XIX в.
|
|
Почтово-телеграфная
станция. 1860 г. |
|
В 1850 и 1853 гг. в комнатах для “царских проездов”
останавливался император Николай I Павлович, в 1857 г. - проездом за границу
- императрица Александра Федоровна, позднее император Александр III Александрович
с императрицей Марией Федоровной и генерал-губернатор Москвы - великий
князь Сергей Александрович Романов.
В 1880 - х гг. комнаты были сданы под помещение почтово
- телеграфной конторы и квартиру почтмейстера.
Сейчас на этом месте круглая площадь - "Кольцо".
|
|
|
Перекресток улиц Пролетарской (бывшая ул. Московская)
и Красина (бывшая ул. Окновая). 2004 г. |
Современный Рославль интересен как памятник градостроительства
XIX - первой половины XX века, сохранивший объёмно-планировочную композицию
старого города, не нарушенную новой застройкой, историческую среду и городской
ландшафт.
Умелое использование рельефа местности при планировке
Рославля во вто-рой половине XIX в. создаёт ощущение простора и слитности
города с окружающей природой, придавая ему неповторимый индивидуальный
колорит.
|
|
Улица
Пролетарская. (бывшая ул. Московская) 2003 г. |
|
Украшением центральных улиц являются административные,
общественные, торговые и культовые здания, построенные на средства купеческого
сословия.
В первом десятилетии XIX в., по распоряжению Смоленского
губернатора в уездных городах, на лучших улицах и у площадей, запрещалось
строить деревянные дома, а строительство каменных было под силу только
людям зажиточным.
|
|
|
Сельскохозяйственное управление (бывший дом купца С. В. Денисова). 2003 г. |
Рославльское купечество, получая доходы от торговли хлебом, пенькой, медом,
тканями, деревянной посудой и прочим, развернуло в городе строительство
амбаров, каменных лавок, палаток и двухэтажных кирпичных жилых особняков
с магазинами в первых этажах и с подвалами снизу.
|
|
|
|
*
Использованы почтовые открытки начала XX века, информационные и фотоматериалы
из фондов Рославльского историко - художественного музея, личной коллекции
С.С. Иванова, фотоматериалы И. Прошкина |
|