Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы"
 
Воскресенская церковь
 
      Над низкими деревянными постройками в северной части Рославля до недавнего времени возвышалась полуразрушенная каменная Воскресенская церковь, приход которой до революции составляли жители ближайшей части города и нескольких окрестных деревень.
      Церковь располагалась на левом берегу реки Становки, которая отделяла приход от центра города. Этот район назывался Заречьем. Воскресенский храм входил в состав градского благочиния22.
      Первоначально храм был деревянным, с двумя приделами: один, главный, - освящен во имя Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а второй - во имя Смоленской иконы Божьей Матери. О том, в каком году и при каком епископе был возведен этот храм, сведений не сохранилось. В 1813г. по неосторожности причта и старосты он сгорел23.
      По благословению Епископа Смоленского Иосифа, в 1816 г. состоялась закладка нового, каменного храма. Строительство затянулось, и освящен он в 1837 г.24. Новый храм был двухпрестольный, как и прежний. Главный престол - во имя Обновления Храма, придельный - в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Иконостас для главного алтаря был сделан новый, а к придельному взят из церкви села Хорошово. Основным попечителем стройки Воскресенской церкви был священник Дмитрий Кузьмич Руковский. Он лично странствовал с книгой для сбора подаяний на строительство, под его руководством храм был закончен и подготовлен к освящению. Годы служения отца Дмитрия - 1803 - 1834. Умер он в Рославле и был похоронен, как храмоздатель, в стенах церкви, между трапезной частью и притвором25.
      По инициативе церковно-приходского попечительства в 1869 г. были обновлены четыре иконы храма: Спасителя, Божьей Матери, Воскресения Христова и Воздвижения Креста Господня, а также покрыта железом крыша, прежде крытая гонтом. В 1890 г. попечительство пожертвовало на обновление иконостасов 350 рублей, прихожане внесли 76 рублей26.
Воскресенская церковь, г. Рославль, начало XX в.
      Пришедшая в ветхость икона Воздвижения Креста Господня была заменена в 1904 году новой серебряной позолоченной ризой весом в 9 фунтов, а над ней сделан резной позолоченный балдахин.
      Деньги на это были также собраны церковно-приходским попечительством в сумме 500 рублей27.
      Но не только храм являлся заботой приходского попечительства. Ежегодно, к праздникам Рождества Христова и Пасхи, оно оказывало материальную помощь бедным прихожанам28.
      При Воскресенской церкви действовала приходская школа, а в деревнях Козлове, Васьково, Любовка - частные школы. Ученики церковно-приходской школы пели в храме во время богослужений. При церкви была организована библиотека духовно-нравственной литературы29.
      Чтимыми иконами в Воскресенской церкви считались уже названная икона Воздвижения Креста Господня и Смоленская икона Божьей Матери, украшенная серебряным окладом, весившим 12 фунтов. В день Воздвижения Креста в Воскресенский храм каждый год из Благовещенского собора совершался крестный ход30. Когда и по какому случаю он был учрежден - сведений нет.
      Древних предметов в ризнице Воскресенской церкви не имелось. На престоле, в Одигитриевском приделе, находилось Евангелие, изданное в 1711 г., а в библиотеке храма - Пролог, изданный в 1709 г. Он имел такую надпись:
      «Сей Пролог города Рославля церкви Воскресения Христова на Посаде, дал сию книгу Рославльский посадский человек Тимофей Феодоров, прозванием Коструба»31.
      Выше уже указывалось, что в состав прихода входило несколько деревень - это Козлове, Полшино, Васьково, Хоськи, Асиновка, Озерявино, Поляны и Любовка. Располагались они довольно далеко от своего храма, а потому некоторые их жители редко посещали церковь, среди них были распространены различные суеверия и предрассудки. Но в общей массе своей прихожане были благочестивыми христианами, хотя в отдаленных деревнях наблюдалась склонность жителей к пьянству.
      Крестьяне прихода праздновали «свечи»: Воздвижению - в четырех деревнях, святителю Николаю Чудотворцу - в одной деревне. Общая свеча в течение трех лет находилась в домах поселян, а затем, когда она достигала веса в один пуд, передавалась в дар храму, а на ее место заводилась новая32.
К началу XX века, по замечаниям местного священника Льва Криниц-кого, прихожане несколько охладели к храму Божьему. Вот как он писал И. И. Орловскому:
      «В религиозно-нравственном отношении состояние прихожан представляет мало утешительного. В строе жизни их вообще заметна какая-то вольность, доходящая до непочтительности... В молодом поколении стало заметным равнодушие и холодность к религии, иногда неуважение к уставам Церкви... Посещают храм свой приходской редко, якобы по причине ранних служб, к поздней же службе идут в Собор или Монастырь, но только не для молитвы, а для взаимных свиданий и прогулок под руку по большой городской улице. Отдавать поклон священнику считают или не нужным, или для себя унизительным, а просить благословения именем Божьим или не научены, или по современной гордости и кичливости считают не заслуживающим внимания... Долг исповеди отбывают все прихожане за весьма редким исключением. Исповедь проходит у большинства без признаков глубокого, сознательного и сердечного раскаяния, как бы только по установившемуся обычаю. Среди молодежи нередки случаи нарушения телесного целомудрия»33.
      Видимо, идеи вольнодумства к этому времени уже проникли в русскую провинциальную среду и подготовили благоприятную почву для дальнейших революционных преобразований. Революция 1917 г. лишь усугубила положение и пожала плоды такой деятельности, которые выразились в погромах и разрушениях бывшими прихожанами своих святынь. Кто в происшедшем виноват? Возможно, есть доля вины в этом и духовенства, не сумевшего вовремя распознать вредные веяния и искоренить их.
      Рассказ об истории Воскресенской церкви будет неполным, если не сказать несколько слов о внешнем виде.

 
Воскресенская церковь, г. Рославль, начало XX в.
      Выстроенный из кирпича и оштукатуренный, храм находился в структуре одноэтажной жилой городской застройки в глубине квартала и доминировал среди деревянных построек Заречья. Он представлял собой бесстолпный двусветный одноглавый четверик с большим полукружием алтаря и примыкающими с запада широкой трапезной и трехъярусной колокольней. Здание храма было выстроено в стиле позднего провинциального классицизма. Боковые фасады четверика имели пилястровые портики упрощенного дорического ордера, проемы нижнего света были прямоугольные, верхнего - арочные, без обрамлений34. Купол церкви красиво вырисовывался на фоне закатного неба. Колокольня завершалась шпилем. К церкви примыкал сад с оградой на кирпичных столбах. Проходившая рядом улица носила название Воскресенской35.
      В каком году в храме перестали совершаться богослужения, сведений нет. После его закрытия в помещении устроили хранилище и завезли несколько вагонов соли, которая считалась неприкосновенным запасом. На эту работу привлекались солдаты с гужевым транспортом.
      Решением исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 11 июня 1974 г. здание храма было взято на государственную охрану36. Однако такая «охрана» привела к тому, что церковь в начале 90-х годов рухнула - соль сделала свое дело.
      Ныне от церкви Обновления Храма Воскресения осталась груда битого кирпича, щебня и покореженных оконных решеток. Одиноко и сиротливо возвышается над Заречьем сохранившаяся колокольня, но и она подвергается разрушению.



Примечания

22 Памятная книжка Смоленской губернии на 1914 год. - Смоленск, 1913. - С. 324.
23 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1.Д. 4. Л. 6.
24 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 233.
25 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1.Д. 4.Л. 10 об.
26 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1890. - С. 104.
27 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1904. - С. 1335.
28 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 8 об.
29 ГАСО. Ф. 1544.0п. 1.Д. 1342. Л. 41.
30 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 4. Л. 7.
31 Там же. Л. 5.
32 Тамже.Л.9.
33 Там же. Л. 9 об., 10..
34 Каменев Н. В. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Церковь Воскресенская г. Рославля // Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Индекс 3.4.1.47. II, с. 1 - 4.
35 Махотин Б. А. К живым истокам. - Смоленск, 1989. - С. 27.
36 Каменев Н. В. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Церковь Воскресенская г. Рославля//Архив центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Индекс 3.4. 1.47. II, с. 4.