Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы"
 
Вознесенская церковь
 
      В южной части города, на кладбище, стоит Вознесенская церковь, окруженная деревьями. Первоначально на месте каменного храма находился одноименный деревянный. Он был перенесен сюда из центра города в связи с началом строительства нового Благовещенского собора. Прежняя Благовещенская церковь была разобрана и заново собрана на отведенном под кладбище месте. В 1779 году новый храм освящен во имя Вознесения Господня. Он существовал в неизмененном виде 45 лет и был разобран из-за ветхости. На том же самом месте и была построена новая Вознесенская каменная церковь37.
      Кладбища в народе всегда пользовались недоброй славой. С ними были связаны весьма жуткие истории об оживающих мертвецах, стонах, доносящихся из могил, и т. д. Такие истории ходили по Рославлю и о Вознесенском кладбище. После похорон одной женщины, считавшейся в народе колдуньей, со стороны кладбища стали доноситься глухие вопли и стоны. В Рославле нашлись вольнодумцы, в основном молодые люди, которые считали, что народная молва зря приписывает ночные кошмары кладбищу и похороненным там покойникам. Молодежь решила на опыте убедиться в правдивости этих слухов или опровергнуть их. Для этого, вооружившись, юноши отправились вечером на кладбище, где разместились вокруг церкви. Каков же был их ужас, когда в полночь они услышали не стон, а какой то невыразимо ужасный вопль, леденящий кровь, и, что самое ужасное, крик этот слышался над самыми головами наблюдателей и за спиной каждого из них. В безумном ужасе бросились они бежать с кладбища. После этого больше никто в Рославле не решался спорить о сверхъестественном происхождении ночных стонов на кладбище. Каждую ночь обыватели ожидали криков со стороны захоронений и без сопровождения уже не осмеливались выйти вечером из дома. В таком тревожном состоянии горожане томились до весны. Весной, накануне престольного праздника Вознесения, когда причетники вошли в церковь, не открывавшуюся со дня прошлогоднего праздника, то увидели на полу среди церкви труп филина, упавший сверху. Осмотрев кровлю над куполом, они узнали, что чешуйчатая деревянная маковица сгнила и, продырявившись, служила филину гнездом. Сам же филин по ночам и производил звуки, принятые суеверными горожанами за крики покойников. Однако подобные доводы не до конца убедили рославльчан и еще долгое время кладбище в Рославле слыло нечистым местом38.
      К 1821 г. деревянная Вознесенская церковь пришла в состояние крайней ветхости. Поэтому граждане Д. С. Полозов и И. А. Мухин задумали заменить ее на новую - каменную. Они ходатайствовали перед епископом Иосифом, обратившись к нему с прошением о дозволении приступить к постройке. Владыка ответил согласием и подписал храмозданную грамоту. Начатая постройка производилась медленно, так что освящение церкви последовало не ранее 13 декабря 1832 г.39
      Церковь имеет все признаки позднего классицизма. Это монументальный купольный храм с колокольней. Все пропорции церкви гармоничны и уравновешены. В композиции доминирует основной четверик, увенчанный тяжеловесным цилиндрическим барабаном - ротондой с четырьмя полукруглыми окнами и пологим куполом.
      Колокольня завершена купольной кровлей и шпилем с крестом.
      Вознесенский храм не входил в состав Рославльского градского благочиния, так как был кладбищенской церковью40 и считался приписным к       Благовещенскому собору, при котором велись метрические книги этого храма41.
      Чтимыми святынями в кладбищенском храме были иконы Божьей Матери Ахтырская и Остробрамская. Они и сейчас почитаются прихожанами этой церкви. Точных сведений о датах появления икон и о причинах их почитания не имеется.
      В годы гонений на Церковь Вознесенский храм закрыли. Решением облисполкома за № 1812 от 14 мая 1941 г. здание храма было передано под культцели42 (неизвестно, какие культурные мероприятия можно было проводить на городском кладбище!).
      Во время оккупации Вознесенская церковь была открыта. Сведения об истории храма за период 1941 - 1953 гг. любезно предоставила Засульская Варвара Феодосьевна, внучка протоиерея Всеволода Михайловича Корицкого (+1954), который оставил после себя дневниковые записи. Отец Всеволод был настоятелем Вознесенской церкви с 1941 по 1953 г. Имя этого священника заслуженно вписано в историю Православия в нашем городе.
      Отец Всеволод родился 22 февраля 1864 г. в городе Стародубе, входившем тогда в состав Черниговской губернии. Происходил из семьи духовного звания. Отец Всеволода, Михаил, был протоиереем. В 1884 г. Всеволод окончил курс Черниговской духовной семинарии. 25 августа 1885 г. был рукоположен в сан священника к церкви Рождества Богородицы посада Воронок, Стародубского уезда. Согласно прошению, епископом Вениамином в 1887 г. был переведен на вакантное священническое место в Варваринской церкви села Туросны, Новозыбковского уезда. В 1893 г. переведен на вакантное священническое место в церкви села Юдиново, Стародубского уезда.
      Отец Всеволод в течение 33 лет состоял законоучителем церковно-приходских школ и земских народных училищ.
      В 1901 г. был награжден наперсным золотым крестом, выдаваемым от Священного Синода. В 1908 г. отец Всеволод был награжден орденом святой Анны 3-ей степени, саном протоиерея в 1913 г., орденом святой Анны 2-ой степени в 1917 г. В 1920 г. протоиерей Всеволод был награжден крестом с украшениями.
Вознесенская церковь, трофейная фотография,
г. Рославль, 1943 г.
      По состоянию здоровья с 1930 по 1941 г. он жил на иждивении детей в Рославле. По желанию прихожан Вознесенской церкви принял должность священника при ней. 1 сентября 1941 г. Вознесенская церковь была открыта для богослужений.
      Став настоятелем Вознесенской церкви, протоиерей Всеволод начал с ее восстановления: организовал сбор икон, находившихся в собственности прихожан или спасенных ими при разграблении храма, обустраивал по возможности внутренние помещения.
      В то время большинство взрослых, подростков и детей были некрещеными. К церкви потянулись жители города и окрестных деревень. В те страшные дни многие из бывших безбожников обратились к вере своих предков, считая спасением принять крещение и обрести тем самым Божью благодать.
      Ко времени открытия Вознесенского храма в 1941 г. кладбище было обнесено каменной оградой, ворота сделали большие, с железными створами. Возле них стояла сторожка, тоже каменная.
      На кладбище росла березовая роща, превратившаяся в парк. Громадные старые деревья давали много тени, так что даже в самый солнечный день там царил полумрак. Почти на всех могилах стояли добротные железные кресты или хорошие дорогие каменные надгробья. Но в 1942 г. деревья были вырублены немецкими оккупантами, а сторожка использовалась как мастерская для ремонта автомашин. Протоиерей Всеволод неоднократно обращался в немецкую комендатуру с просьбой прекратить вырубку кладбищенских деревьев, но тщетно. Зима в тот год была суровой, а подвоза дров из деревень не было, так как немцы отбирали привозимое топливо для себя.
      Сначала рославльчане разбирали уцелевшие от пожара бесхозные дома, а затем от безысходности стали рубить и деревья между могилами. В результате к началу 1943 г. на кладбище не осталось не только растительности, но даже деревянных крестов.
      «При рубке громадные деревья, - вспоминал настоятель Вознесенской церкви, - падая, разбивали и опрокидывали памятники, гнули и ломали железные кресты, решетки и привели кладбище в самый жалкий вид...».
      Весной 1943 г. прихожане произ¬вели посадку молодых саженцев вместо вырубленных деревьев. Из 200 саженцев прижилось около 75%. В 1948 г. горкомхоз провел вторую посадку саженцев. Так постепенно кладбище превратилось в тенистый парк.

 
Протоиерей Всеволод Корицкий, 1953 г.
      В августе 1941г. немцы создали в Рославле лагерь военнопленных ДУЛАГ №130, который расположился недалеко от Вознесенской церкви. Отец Всеволод обратился к верующим с призывом организовать сбор продовольствия для советских военнопленных, чтобы спасти их от голодной смерти. Крестьяне приносили хлеб, картофельные лепешки и оладьи, что могли, но от чистого сердца. Все это собиралось и незамедлительно переправлялось в лагерь. Благодаря этому удалось спасти многих наших солдат от голодной смерти. При возможности отец Всеволод также вызволял военнопленных под личное поручительство. Многие из спасенных шли в «примаки» и трудились в сельском хозяйстве, впоследствии некоторые даже уходили к партизанам. После смерти Сталина, когда многие из бывших военнопленных, прошедших не только немецкие, но и советские лагеря, были реабилитированы, то, приезжая в Рославль, они приходили к отцу Всеволоду, чтобы выразить свою признательность и глубокое уважение за все, что было для них сделано. С одним из таких людей пришлось встретиться Варваре Феодосьевне, внучке отца Всеволода, в 1991 г. Сам же отец протоиерей был человеком очень скромным и никогда не бахвалился своими заслугами перед людьми, считая такое поведение естественным для христианина.
      В своих записках протоиерей Всеволод вспоминает о том страшном времени. Как правило, ночью в южной части кладбища проводились массовые убийства путем расстрела и в машинах-душегубках. Вокруг стояли немецкие часовые, чтобы никого не допустить к месту казни. Поэтому свидетелей этих преступлений не было, но иногда, стоя возле церкви, можно было слышать крики и стенания убиваемых.
      После освобождения Рославля в сентябре 1943 г., была создана специальная комиссия по расследованию фактов фашистских преступлений. В состав этой комиссии вошел и настоятель Вознесенской церкви отец Всеволод. Он присутствовал при вскрытии братских могил и подписал протокол, а затем отслужил панихиду. На этой траурной церемонии присутствовало много людей из города и ближайших деревень.
      В 1944 г. приходской совет был зарегистрирован в областном отделе по делам религиозных культов. Согласно договору община верующих принимала на себя обязанности содержать здание церкви внутри и снаружи в полном порядке, т. е. производить за свой счет ремонт - очередной и текущий. Практически это означало, что через каждые три года белили стены, краси¬ли крышу и проводили другие необходимые работы, используя финансовые средства специального ремонтного фонда, который пополнялся за счет добровольных пожертвований прихожан.
      В 1945 г. епископ Калининский и Смоленский Сергий наградил отца Всеволода митрой.
      В 1947 г. отец Всеволод был назначен благочинным 1-го Рославльского округа.
      К 1951 г. были обновлены крыша Вознесенского храма и его колокольня, заменены все деревянные части здания, дважды проведена окраска масляной краской. На западном входе сделали новое каменное крыльцо.
      В 1953 г. настоятель церкви занемог и по состоянию здоровья ушел за штат. Умер отец Всеволод 18 февраля 1954 г. Перед смертью протоиерей Всеволод пособоровался и причастился. Погребен он на Вознесенском кладбище*.
      Ныне кладбищенский храм является приходской церковью. Кладбище закрыто для погребений. На нем покоится прах многих меценатов города Рославля, священнослужителей как этого храма, так и городских церквей. В южной части кладбища сооружен мемориальный комплекс пострадавшим от немецко-фашистских захватчиков.
      В храме проведен ремонт, установлен новый резной иконостас, действует при церкви воскресная школа и приходская библиотека.
Единственный недостаток, по нашему мнению, - это слишком разросшиеся деревья, скрывающие красивый каменный храм от взоров проходящих возле него.

* Дневник протоиерея Всеволода Михайловича Корицкого предоставлен его внучкой В. ф. Засульской.

Примечания

37 Ракочевский С. С. Указан, соч., с. 155.
38 Там же. С. 200-202.
39 Там же. С. 232-233.
40 Памятная книжка Смоленской губернии на 1914 год. - Смоленск, 1913. - С. 324.
41 ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 1342. Л. 36-37.
42 ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1.Д. 67. Л. 71.