Иеромонах Рафаил (Ивочкин).
Предисловие
 

      Древняя рославлъская земля - овеяна она многими старинными преданиями. Святая рославлъская земля - освящена она белокаменными храмами, осенена чудотворными иконами и омыта водой святых источников. Многострадальная рославлъская земля - утратила она народные традиции, стерто с ее лица жемчужное ожерелье храмов, сожжены охранители - иконы, и помутились светлые ее очи - ключевые источники. Нам, детям этой земли, предстоит возродить былую святость своей родины, порушенной в годы разорения. А иначе как мы будем называться рославлъчанами, да и россиянами?
      Одной из положительных тенденций современного общества стал процесс реабилитации исторического прошлого России. Все чаще и чаще мы обращаемся к своим духовным корням, изучаем прошлое своей малой родины. Краеведение всегда рассматривалось важнейшим компонентом исторической науки, но, обращаясь к истории своего края, мы порой ограничивались изучением географии, этнографии, родословных семей, фольклора и т. д. Но о религии, к сожалению, долгое время предпочитали не говорить. Теперь же, в связи с процессом переосмысления духовных ценностей, мы, россияне, можем и обязаны знать историю религии, в первую очередь - Православия.
      В последние годы одним из наиболее динамичных явлений, наблюдающихся в исторической науке, стал процесс регионализации, поставивший ряд принципиально новых проблем. Огромная территория России, многообразие национального состава населения, особенности административного устройства - все эти факторы предопределили, что одной из основных структурных единиц во всероссийской системе исторического исследования может выступать регион (республика, край, область, район) со своей формирующейся системой исторического познания и просвещения, природными, экономическими, социокультурными, демографическими и религиозными особенностями. Все это предполагает, с одной стороны, выработку каждым регионом самостоятельной политики в деле развития собственной системы образования, изучения истории своего края и истории Церкви в нем. С другой стороны, это ведет к интеграции регионов и объединению их в единое федеральное пространство.
      Смоленщина имеет богатую историю, тесно связанную с развитием России. Город Рославль, как один из старейших в области, в свою очередь имеет одну с ней биографию. Сегодня необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, возрождение Церкви, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному прошлому Рославля, имеющего свой неповторимый облик и внесшего значительный вклад в историю Смоленской области, в историю Русской Православной Церкви. Поэтому автор обратился к исследованию истории Православия в Рославле. Данная тема почти не освещается в трудах современных краеведов. Многие рославльчане не знают, какие храмы и когда существовали на территории города Рославля и его уезда*, какие события связаны с ними и какие предания овевают историю религии.
      Исследования, изучающие различные проблемы развития Правосла¬вия на территории Рославля и уезда, в основном принадлежат историкам-краеведам дореволюционного периода (до 1917 г.), несколько работ - советским (1917-1991 гг.) и современным авторам.
      К первой группе относятся труды историков XIX века. Среди них необходимо выделить работу Сергея Степановича Ракочевского под общим названием «Собрание исторических записок о городе Рославле», которая издана отдельной книгой в 1885 г. Ракочевского интересовали не только подробности основания и развития города, ход событий на его территории, но и история построения каменных церквей.
      В XIX веке церковно-историческая литература обогатилась описаниями многих приходов и монастырей. На страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» регулярно печатались исторические сведения о том или ином приходе епархии, в том числе и Рославльского уезда. В основном это работы местных священников. Среди них можно отметить следующие: «Летопись Смоленской епархии Рославльского уезда села Костырей» (№№ 3, 12, 13 за 1885 г.), «Историко-статистическое описание села Епишева, Вороницы тож Рославльского уезда Смоленской епархии» (1885,1887,1888 гг.), работу И. Сперанского «Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования» (1899 г.), которая рассказывает о построении церквей в Рославле и уезде в период с 1750 по 1796 гг. В «Смоленских епархиальных ведомостях» можно встретить сведения о пожертвованиях на строительство храмов, освящении вновь построенных церквей, открытии церковно-приходских школ, а также жизнеописания местных священников, некролога, посвященные их памяти, и многое другое. Автором данной книги просмотрены все выпуски «Смоленских епархиальных ведомостей» за 1865-1917 гг. Они дают богатый фактический материал по истории многих приходских церквей.
      В 1864 г. была опубликована книга Н. В. Трофимовского «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», в которой можно найти сведения о церквях Рославля и окрестных сел (Луги и Епишево).
      Среди справочных изданий необходимо указать «Историко-статистическое описание города Рославля и уезда его», составленное Ф. Никифоровым и В. Неверовичем, опубликованное в «Памятной книжке Смоленской губернии на 1858 год»; «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Смоленская губерния», составленные М. Цебриковым, 1862 г.; «Географическо-статистический словарь Российской империи», составленный П. Семеновым, 1873 г. В этих трудах приводятся сведения о количестве церквей, численности духовенства в городе и уезде.
      Большую ценность в изучении истории приходов Рославля и уезда представляют труды И. И. Орловского - ученого-краеведа, уроженца Рославльского уезда. Среди них необходимо отметить книгу «Краткая география Смоленской губернии», изданную в 1907 г. и статью «Пустынножительство в Рославльских лесах», опубликованную в «Смоленских епархиальных ведомостях» в 1904 г. Если в первой работе исследователь рассказывает в основном о географии, населении, вероисповедании, обрядности, народном образовании, то во второй он повествует о таком интересном явлении в духовной жизни уезда, как православное пустынножительство, одном из феноменов русской религиозности. Работы И. И. Орловского не потеряли своего интереса для краеведов и в наши дни и могут использоваться при изучении истории Смоленской области.
      В советский период специально историей Православия на территории города Рославля и района никто не занимался. Но в это время здесь проходили археологические раскопки, в ходе которых были найдены интересные вещи: бронзовая накладка на Евангелие начала XIII века (г. Рославль) и бронзовые кресты - энколпионы XIII века (село Осовик, ранее входившее в состав Рославльского уезда, ныне территория Брянской области). Данные об этих находках публиковались в книге Л. В. Алексеева «Смоленская земля в IХ-ХIII веках. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии» и в работе К. В. Павловой и П. А. Раппопорта «Городище Осовик» («Советская археология», 1973, №1). Из этих трудов мы можем заключить, что Православие на территории Рославля и уезда существовало еще в домонгольский период. О первых храмах Рославля представлены сведения, основанные на археологических раскопках, в книге Н. Н. Воронина и П. А. Раппопорта «Зодчество Смоленска в ХII-ХVI веках» (М., 1980). Но специальных исследований по истории Русской Православной Церкви на территории нашего района не проводилось. В новейшее время история Православия заинтересовала краеведов области. Появились книги и публикации на эту тему в местной печати. Среди них следует отметить статью митрополита Кирилла «Православие в истории Смоленской земли», опубликованную в «Смоленских епархиальных ведомостях» (№1, 2000г.), труд иеромонаха Даниила (Сычева) «Вязьма» (М., 1996) и многие другие.
      Большой интерес у специалистов вызывает история архитектуры Смоленска и области. В 2001 г. вышел в свет «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область». Это издание рассказывает о времени построения памятников архитектуры - храмов, домов, усадеб и дает ценный материал по истории Церкви.
      В приведенных выше трудах имеются сведения и о городе Рославле, которые использованы в данном издании.
      По истории Православия на территории Рославля и уезда автором данной работы опубликовано несколько трудов. Среди них: «Крестный путь архимандрита Рафаила» (Смоленск, 2002); «Паломник земли Рославльской» (Рославль, 2002); статьи в местной прессе.
      Источниковедческую базу настоящего исследования составила лите¬ратура по вопросам истории Православия на Смоленщине, труды видных историков-краеведов. Важными и наиболее значимыми материалами явились документы фондов Государственного архива Смоленской области (ГАСО). Среди них - фонд № 391 «Описание церквей города Рославля и уезда Смоленской губернии за 1903-1906 гг.», который сформировался из собрания И. И. Орловского.
      Особое место занимают сведения из архивного фонда «Уполномоченный по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Смоленской области», позволяющие проследить отношения между церковью и государством в 1944-1990-х годах.
      Всего использовано 22 документа из семи архивных фондов.
      Среди первоисточников важное место занимают документы архива Центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Это паспорта на памятники истории и культуры СССР, составленные архитекторами области.
      Автором использованы и уже опубликованные документы, например, «Архив рославльских помещиков Масловых», изданный Чтениями общества истории и древностей Российских (ЧОИДР) в 1916 г. Это один из важнейших источников по истории Смоленщины конца XVI-начала XVII века. Он является не только семейным архивом рославльских помещиков, но содержит и ряд сведений об истории Русской Православной Церкви на территории уезда в ХVI-ХVII вв.
      До сих пор не проводилось полного исследования истории, духовной жизни, просветительской, благотворительной и патриотической деятельности храмов Рославля и уезда. Это обусловливает актуальность данной работы. Автор ставит своей целью, с одной стороны, охарактеризовать, насколько возможно, прошлое церквей и приходов Рославльского уезда, с другой, - описать их состояние в настоящее время. Край, входящий ныне в Смоленскую епархию, имеет многовековую историю, события которой так или иначе коснулись и отдельных храмов, и населенных пунктов. Восстанавливая прошлое храмов и приходов, мы тем самым описываем историю края в таких подробностях, которые не наблюдаются в большинстве исторических исследований.
      Таким образом, эта книга должна удовлетворить интересы любителей родной церковной старины. Для епархиального духовенства она, кроме того, может быть справочным изданием.
      Автором затронута еще одна важная тема, которая сегодня волнует очень многих исследователей, - это изучение вклада русского православного духовенства в сохранение и развитие лучших традиций церковной жизни. Многие священники, диаконы и церковные причетники накопили богатейший опыт служения своему народу. Собрать его по крупицам - это благородная задача современных исследователей, занимающихся краеведческой работой.
      Используемые теоретические выводы данного исследования могут быть востребованы в церковно-исторической науке, в учебно-педагогической деятельности учебных заведений города Рославля и района на благо нашей Церкви и Отечества.


* Автор использует дореволюционное территориальное деление Смоленской области