Корнеенко Н.И.,
старший научный сотрудник
Рославльского иторико-художественного музея
 
Писатель и ученый Айзек Азимов
 
      С Рославльской землей связано и имя одного из крупнейших писателей-фантастов XX века Айзека Азимова.
      Произведения его пользуются поистине всемирной известностью, все мало-мальски интересующиеся фантастикой знают и любят этого большого мастера. Книги Азимова регулярно переиздаются и переводятся на многие языки мира. Но даже те, кто знает и любит творчество Азимова, зачастую не знают, что жизнь его началась совсем неподалеку от Рославля, в местечке Петровичи. В начале 20-х гг., как раз тогда, когда семья будущего писателя жила здесь, Петровичи входили в состав Рославльского уезда. Сейчас же это Шумячский район. Но в любом случае это близкое соседство, и мы по праву считаем Азимова своим земляком.
      Хотя провел Азимов на родине только первые три года своей жизни и, конечно, не запомнил ни красивого старинного парка, ни озера, ни обступившего Петровичи леса, богатого грибами и ягодами, но в книге воспоминаний "Пока свежа память" он писал, что родители его были счастливы в России и всегда с нежностью вспоминали родину. А в письме, присланном сотрудникам Шумячского музея в марте 1988 года, Азимов писал: "Я никогда не забывал, где родился". Тем же фактом, что он родом со Смоленщины, откуда и первый космонавт мира Юрий Гагарин, всегда гордился.
      Чтобы представить себе Петровичи начала века, обратимся к статье сотрудницы Шумячского музея В. П. Максимчук, напечатанной в №№ 7-8 за 1992 г. журнала "Край Смоленский". Собирая материал для своего музея, Валентина Павловна ездила в Петровичи, где встречалась со старожилами, хорошо помнящими те времена, когда в Петровичах жила семья Азимовых.
      По их словам, это было богатое селение, расположенное в очень красивом месте с удивительно здоровым микроклиматом. Петровичане почти не имели пахотной земли и хлеб не выращивали, а имели только небольшие огороды, где росли овощи и картофель. Основным занятием жителей села были кустарный промысел и торговля. Село было многонациональным. Здесь жили русские, евреи, украинцы, белорусы и поляки. А потому были в Петровичах, помимо православной церкви, также костел и синагога. Разговаривали жители села на смешанном языке со своеобразным, присущим только им акцентом.
      В селе имелись больница, двухклассное училище, почтовое отделение, любительский театр, ставивший пьесы А. Островского, Л. Толстого. А. Чехова и других классиков.
      Вот здесь, в небогатой еврейской семье, и родился будущий великий фантаст. Его отец в ранней молодости помогал работать на семейной крупорушке (специальное приспособление по очистке гречки), а после революции стал бухгалтером в сельпо. Он был человеком для того времени образованным, много читал, руководил любительским еврейским драмкружком, в котором сам часто играл главные роли. В 1919 году Юда Юзимов (так тогда звучала семейная фамилия) женился на молодой девушке из того же села Рахили Берман. Отец ее умер, мать одна воспитывала пятерых детей. Единственным источником доходов для семьи была кондитерская лавка, да еще подсобное хозяйство, огород, домашний скот и птица. Молодым пришлось самостоятельно становиться на ноги.
      В январе 1920 года в семье родился сын Исаак, в 1923 году-дочь Марсия. В 1923 году по приглашению брата Рахили, который еще до первой мировой войны Уехал в Америку на заработки, семья Азимовых также уезжает в Соединенные Штаты.
      Поселились они в Бруклине, где отец из-за плохого знания языка не смог работать по специальности, а поэтомy открыл свою кондитерскую лавку. Больших доходов она не давала, но все же позволила родителям дать Айзеку (так на американский манер стали его теперь назвать) неплохое образование. Тем более, что учился он легко. В 11 лет Азимов кончил школу, в 15-колледж", в возрасте 19 лет получил в Колумбийском университете диплом бакалавра, в 21 год-ученую степень магистра, в 27 - доктора. В 1949 году он доцент, а затем профессор биохимии медицинского факультета Бостонского университета.
      Фантастикой он увлекся с детства, с того момента когда 9-летним мальчиком стал читать журнал "Эмезинг сториз". Этот же журнал в 1939 году опубликовал первую повесть Азимова "Брошенные на Весте". С этого момента параллельно с научной работой Азимов постоянно печатал свои фантастические рассказы и романы и в скором времени стал одним из популярнейших авторов работающих в этом жанре. Только в 1958 году он окончательно решает посвятить себя литературному труду Но, к большому сожалению своих многочисленных поклонников, оставив научную работу, Азимов стал усиленно заниматься не писанием фантастических романов, а популяризацией науки.
      Среди научно-популярных книг, принесших ему мировую известность, можно назвать "Биографическую энциклопедию по науке и технике", "Вид с высоты", "Краткую историю биологии", "Язык науки", "Нейтрино", четырехтомную "Историю Северной Америки", комментарии к пьесам Шекспира, произведениям Мильтона и Байрона, путеводитель по Библии. Первую часть этой книги под названием "В начале" выпустило на русском языке издательство "Политическая литература" в 1989 г.
      Всего же он написал не менее 400 книг и тысячу статей по самым разным отраслям знаний. Разносторонность его интересов поразительна - космология, астрофизика и физика микромира, математика, химия, биология и биохимия, история, литературоведение, футурология, энергетика, медицина, кибернетика, общие вопросы техники, лингвистика, психология, антропология - вот далеко не полный перечень областей знания, о которых он писал свои работы. И все они, даже не самые удачные (что естественно при такой широте интересов) написаны живо и образно, насыщены множеством сведений, а поэтому читаются с неизменным интересом.
      Что касается внешних событий жизни, то их крайне мало, так как почти все свое время Азимов посвящай работе. Его книги выходили одна за другой. Он по праву считается одним из самых плодовитых американских писателей. Одушевленной пишущей машинкой называли его. Он печатал по 14 часов в сутки и ничто не могло оторвать его от работы.
      Азимов безвыездно живет в Нью-Йорке, в большой квартире на 33 этаже, а районе Центрального Парка. Всего один раз в жизни, в годы войны, по поручению правительства он вылетал на Гаваи, но больше никогда не поднимался на борт самолета. Он лауреат 14 почетных степеней различных университетов мира, и все были вручены ему дома. От остальных ему пришлось отказаться, так как нужно было лететь в Европу на церемонию вручения дипломов. А ему хотелось успеть осуществить все, что задумано. Он писал в своем письме на родину: "Всю свою жизнь я только и делаю, что пишу, и со стороны это должно казаться невероятно скучным... но работа дает мне большое внутреннее удовлетворение".
      Вот таким он был - широкообразованным, целеустремленным, собранным, умеющим ценить время, очень ответственным. Однако отнюдь не "роботом со словарем вместо мозга", как иногда называли его злые языки, а жизнелюбивым и открытым человеком. Он очень любил своих детей от первого брака, и, как сам писал, был "очень счастлив во втором браке с Дженет Джеппсон, психиатром и писательницей".
      И был Азимов не только Председателем Американской Ассоциации гуманистов и Почетным редактором научно-фантастического журнала, носящего его имя, но и председателем мужского клуба, на заседаниях которого показывал себя незаурядным шоуменом, то есть был человеком, которому ничто человеческое чуждо не было.
      Особое место в общественной работе Азимова занимала борьба за мир. Большой ученый он больше кого бы то ни было понимал, к каким непоправимым последствиям может привести развязывание новой войны. Известны его выступления перед Конгрессом США и в комиссии безопасности ООН "За полное разоружение, против политики "звездных войн".
      Многие его произведения также служат предостережением против опасных тенденций в развитии общества. В одном из своих обращений к читателям он писал: "Истерия достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны дружить я всегда это старался подчеркнуть в своих произведениях... Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьезно считаю, что фантастика ест одно из звеньев, которые помогают соединить человечество".
Эта сторона творчества Азимова нашла признание современников и соотечественников писателя. Не случай но поэтому в повести американского писателя-фантаста Р. Блоха "Образ жизни", в которой описан прекрасный и справедливый мир, построенный по представлениям писателей-фантастов, одним из пяти апостолов этого общества, больше всего сделавших для того, чтобы этот мир появился, назван Айзек Азимов.
      У нас в стране Азимов, популяризатор науки известен пока мало, хотя в последние годы издательство "Наука" старается ликвидировать этот пробел. Теперь работы Азимова "Язык науки", "Мир углерода", "В начале" и некоторые другие служат делу распространения научных знаний и в нашей стране.
      Куда больше повезло художественной прозе писателя. На русский язык переведены все лучшие произведения Азимова, и он уже более 30 лет является одним из любимых и читаемых фантастов в нашей стране.
Наиболее известными его работами являются-философский роман "Конец Вечности" (1956 г.), серия космических детективов, объединенных общим героем детективом Бейли,-"Стальные пещеры" (1954 г.), "Обнаженное солнце" (1957 г.), "Роботы Утренней зари", трилогия "Основание" и роман "Сами боги", который в 1973 г. дважды был удостоен высших наград, которыми в США отмечаются лучшие научно-фантастические произведения,- премиями "Ньюбола" и "Хьюго".
Но, несомненно, самой любимой читателями и самой популярной в творческом наследии писателя стала книга рассказов "Я - робот" (1950 г.).
      Основная тема их-взаимоотношение людей и роботов. Успеху книги во многом способствовал мягкий юмор и остроумные сюжетные ходы, а также яркие запоминающиеся характеры сотрудников фирмы "ЮС Роботе ЭнД Мекеникэл Мен Корпорейшн", которая объединяет сюжеты всех рассказов. Это и испытатели новой техники Пауэлл и Донован, которые в каждом рассказе попадают в сложные ситуации и с честью из них выходят, и "мозговой центр" фирмы - Богерт и Леннинг с их вечной борьбой за первенство, и, конечно же, Сьюзен Кэлвин - робо-психолог, удивительная женщина, любящая роботов и но вступающая с ними в борьбу. Да и сами роботы наделены, если так можно выразиться об электронных механизмах, индивидуальностью. Они совсем не похожи руг на друга - нежный и преданный своей маленькой хозяйке робот-нянька Робби и злосчастный изобретатель-робот Эл-76, который попал не сюда. (Кстати, рассказ этот сам Азимов включил в антологию лучших фантастических рассказов, как самое лучшее свое произведение в этом жанре). Мозг, который от перенапряжения вдруг приобрел чувство юмора и даже занявший пост Мэра Стивен Баерли, который, судя по его порядочности, мог быть только роботом или лучшим из людей. Потому что существование и поведение Азимовских роботов регламентируется "Тремя законами роботехники". Законы эти, сформулированные Азимовым, обеспечили ему, по словам Бредбери, "место в антологии великих философов мира сего". Они были подхвачены всеми фантастами мира, и с той поры ни один из роботов ни в одной книге не появлялся не вооруженный ими.
Звучат они так.
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда это противоречит Первому закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.
      В чем же причина такого успеха Трех Законов, в которых на первый взгляд вроде бы нет ничего особенного. Как однажды заметил доктор технических наук А. Шилейко: "Если хорошенько подумать, три закона совпадают с основными принципами большинства этических систем, существующих на Земле. Конечно, каждый человек наделен инстинктом самосохранения. У роботов это Третий закон. Каждый порядочный человек, чувствующий свою ответственность перед обществом, подчиняется определенным авторитетам, у роботов - это Второй закон. Кроме того, предполагается, что каждый хороший человек должен любить своих ближних, как себя самого, вступаться за своих друзей, рисковать своей жизнью ради других. Для роботов - это Первый закон".
      И, может быть, именно потому, что в произведениях Азимова главное - не сюжет, не описание технических достижений, а вековечные проблемы Добра и Зла, книги его не подвластны моде. Множество кумиров-однодневок, появилось за эти годы в литературном мире, но они уходили, а книги Азимова, как и все настоящее со времен? становится только значительнее, принося заслуженную славу их создателю - сыну двух великих держав - России и Америки.