На заседании коллегии

6 февраля 2023г. | Рославльский комитет образования

 2 февраля 2023 года состоялась Коллегия Рославльского комитета образования «Развитие дополнительного образования в муниципальном образовании «Рославльский район» Смоленской области в контексте Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Российской Федерации и национального проекта «Образование».

В работе коллегии участвовали члены коллегии, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей.
С основным докладом по теме «Актуальные вопросы состояния и развития дополнительного образования детей на территории муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области: возможности, задачи, риски» выступила главный специалист отдела развития образования и муниципального контроля Аникеева Н.Г., которая обратила внимание, что развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в стране и основывается на решении задач, изложенных в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года.
Основная задача, поставленная Концепцией для решения в системе дополнительного образования, – это увеличение к 2024 году до 80% доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием. Соглашением между Администрацией муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области и Департаментом Смоленской области по образованию и науке определены показатели: 2022 – 78,9%, 2023 – 78,9%.
По состоянию на 01.01.2022 года на территории района проживает 9350 детей в возрасте от 5 до 18 лет. По программам дополнительного образования обучалось в истекшем году 8 079 учащихся, что составило 86,4%.
В то же время 4 учреждения: МБОУ «Открытая (сменная) школа», МБДОУ «Детский сад «Родничок», МБДОУ «Грязенятский детский сад» и МБДОУ «Детский сад «Мишутка» – не имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования для детей и взрослых. 2 учреждения: МБДОУ «Детский сад «Родничок», МБДОУ «Грязенятский детский сад» - не смогут получить лицензию в связи с отсутствием возможности создания условий, но получение лицензии остальными учреждениями может увеличить численность обучающихся, занимающихся по программам дополнительного образования.
Наибольшей популярностью у детей, подростков и их родителей пользуются занятия в объединениях художественной (27,7%) и физкультурно-спортивной (22,5%) направленностей, их посещают более 5,5 тысяч человек.
В то же время Концепция дополнительного образования выделяет приоритетом развитие сети кружков естественной-научной и технической направленности.
В период с 2020 по 2022 годы в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на территории района создавалась сеть Центров образования естественно-научной и технической направленностей «Точка роста» на базе 11 общеобразовательных учреждений. В этот период разработано и внедрено в практику 96 программ естественно-научной и технической направленностей, что обеспечило открытие 1,5 тыс. новых мест.
Вторым приоритетным направлением является внедрение инновационных дополнительных общеобразовательных программ, направленных на раннюю профориентацию, формирование финансовой и функциональной грамотности, профилактику и преодоление школьной неуспешности, а также создание школьных театров, создание школьных музеев в каждой общеобразовательном учреждении.
Муниципальными общеобразовательными учреждениями ведется работа по данному направлению. МБОУ «Средняя школа № 7» реализуется программа по функциональной грамотности. Созданы музеи в 11 общеобразовательных учреждениях, 5 из которых включены в федеральный перечень школьных музеев, а также на базе 25 общеобразовательных учреждений из 28 созданы школьные театры, которые осуществляют свою деятельность в двух формах: в форме внеурочного компонента в рамках ФГОС начального общего образования – 6 театров и в форме дополнительной общеразвивающей программы – 19.
В учреждениях дошкольного образования реализовывалось 72 дополнительные образовательные программы. Наиболее востребованы программы дополнительного образования социально-гуманитарной (22 программы) и художественной (24 программы) направленности. Ни один детский сад не реализует программы, направленные на развитие детского технического творчества.
Таким образом, внедрение программ технической направленности и инновационных направлений в сфере дополнительного образования является актуальным для учреждений дошкольного образования. В то же время инновационные направления реализуются в трех дошкольных учреждениях (МБДОУ «Детский сад «Солнышко», МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик», МБДОУ «Детский сад «Радуга») по программам, направленных на формирование финансовой грамотности.
В учреждениях дополнительного образования муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области реализуются дополнительные образовательные программы следующих направленностей:
художественной направленности – 50;
социально-гуманитарной направленности – 28;
технической направленности – 18;
туристско-краеведческой направленности – 4;
физкультурно-спортивной направленности – 8;
естественно-научной направленности – 15.
Развитие учреждений дополнительного образования в течение последних двух лет в основном была направлена на внедрение новых форм реализации программ, к которым относится разработка и реализация дистанционных и сетевых образовательных программ.
В 2022 году учреждениями дополнительного образования разработано 6 дистанционных программ дополнительного образования (по 2 каждым учреждением) и 2 сетевые программы (ЦРТДиЮ). Дистанционные программы реализовывались через российскую платформу для организации обучения «Русский Moodle».
Разработка и использование в образовательной деятельности туристских экскурсионных маршрутов для ознакомления с историей, культурой, традициями, природой района, а также для знакомства с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие – еще одна задача, предусмотренная Концепцией развития дополнительного образования.
Согласно федеральному проекту «Успех каждого ребенка» национального проекта образование, в 2020 началось внедрение автоматизированной информационной системы АИС «Навигатор дополнительного образования Смоленской области, которая функционировала 2022 году в полном объеме.
Для обеспечения функционирования Навигатора на муниципальном уровне в 2020 году на базе МБУДО «ЦРТДиЮ» создан муниципальный (опорный) центр дополнительного образования детей.
С 2020 года функционирует система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. ПФДОД предусматривает закрепление за ребенком сертификата дополнительного образования с номиналом как способа оплаты кружков и секций для детей от 5 до 18 лет.
Вместе с тем существует ряд проблем, главной из которых является кадровый дефицит, отсутствие молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования, а также педагогов, имеющих возможность преподавать программы технической направленности.

В рамках обсуждения основного доклада были заслушаны следующие выступления:
- «Навигатор как средство вариативности качества и доступности дополнительного образования детей».
(Харитонова А.И., заместитель директора-руководитель муниципального опорного центра МБУДО «ЦРТДиЮ»).
- «Современное дополнительное образование детей: требования времени и актуальный опыт».
(Киринкина С.Н., директор МБУДО «ЦРТДиЮ»;
Козунова М.Н., директор МБУДО «СЮН»;
Сныткина Е.Э., методист МБУДО «ЦДЮТТ»).
- «Доступное дополнительное образование для обучающихся: баланс школьных традиций и инноваций в центре образования «Точка роста»».
(Терехова Т.И., директор МБОУ «Остерской средней школы»).
- «Опыт работы по реализации дополнительных образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении».
(Перегонцева О.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга»).



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области