|
|||||||||||||||
Корнеенко
Н.И.,
старший научный сотрудник Рославльского иторико-художественного музея |
|||||||||||||||
Михаил
Осипович Микешин |
|||||||||||||||
Работу над памятником Екатерине Микешин начал еще в 1862 году. Следует отметить, что первоначально он к конкурсу на проект этого монумента был попросту не допущен, так как конкурс этот решили келейно разыграть между собой академики скульптуры Залеман, Штром, Мейнерт и профессора Иенсен и Фон Бок. Допущен к конкурсу Михаил Осипович был благодаря Высочайшему повелению, и комиссия вынуждена была признать его проект лучшим. Поскольку симпатии официальных художественных кругов никогда не были на стороне Микешина, премия конкурса - признание неоспоримых достоинств его работы. Статуя была отлита из бронзы на заводе Шопена, а модель-удостоена почетной медали на Лондонской Всемирной выставке. Памятник был сооружен при личном руководстве автора на Невском проспекте перед зданием Александрийского театра (ныне театр им. Пушкина) и открыт 24 ноября 1873 года. Таким образом, работа над памятником заняла более 10 лет.
Вышеупомянутые памятники были лучшими и самыми известными работами нашего земляка, но далеко не единственными. В 1861 г. по заказу профессора архитектуры А. Горностаева Микешин сочинил и вылепил массивные скульптурные двери к часовне над прахом князя Пожарского в г. Суздале, отлиты они были на бывшем заводе Шопена в Петербурге. В 1867 г. Микешин спроектировал памятник адмиралу А. С. Грейгу для города Николаева и исполнил на месте модель и памятник по заказу Морского ведомства. В 1870-е гг. Михаил Осипович находился на службе в морском министерстве, где им были выполнены носовые украшения для фрегатов "Минин", "Князь Пожарский", "Адмирал Свиридов", "Грейг", "Лазарев", "Петр Великий", "Генерал-адмирал" и для императорских яхт "Ливадия" и "Держава". В 80-е гг. по инициативе героя севастопольской обороны графа Э. Тотлебена Микешин сочинил грандиозный проект памятника "Севастопольская оборона", а также спроектировал памятник Екатерине II по заказу Ирбитского городского общества. И еще раз пришлось скульптору вернуться к образу Екатерины в конце жизни. Это был заказанный кубанским казачьим обществом памятник для Екатеринодара. Модель этого монумента была выставлена в Петербурге. Для знакомства публики уже после смерти Микешина. Среди работ последних лет следует отметить также проект и модель памятника Ермаку, покорителю Сибири, Ивану Сусанину для Костромы, императору Александру II, выполненный им по просьбе Ростовского-на-Дону городского общества, и работы, выполненные по заказу начальника Туркестанского края М. Черилева - проект па мятника воинам, павшим при штурме Ташкента 15 июня 1865 года, и большой и два маленьких придельных иконостаса для главного собора в Ташкенте. Иконостас этот в конце прошлого века был одной из достопримечательностей города. Пользовавшегося большой известностью скульптора приглашали для участия в конкурсах и за границей. В 1864 г он получил первую премию на всемирном конкурсе, предложенном португальским правительством на проект монумента "Португальской конституции" для Лиссабона За этот проект художник был награжден большим крестом Христа Спасителя и Дипломом почетного члена лиссабонской Академии художеств. Также им были спроектированы памятники освободителю Сербии Георгию Черному, Михаилу Обреновичу для Белграда и Жанне д'Арк для Домреми. Все работы Микешина в области монументальной скульптуры, осуществленные и неосуществленные, говорили не только о широте интересов их автора, но и о серьезном знании истории. И хотя образование он получил ограниченное, но, как отмечали современники, всегда был на высоте тех задач, которые ему предстояло разрешить. Он всегда всесторонне и добросовестно изучал тот предмет и ту эпоху, которой был посвящен проектирумый монумент. Прежде чем приняться за работу, он подробно знакомился с литературой, со взглядами на интересующий его предмет видных историков своего времени. Во многом расширяло его кругозор и общение с выдающимися людьми различных званий и профессий, которых в окружении Микешина было довольно много. Среди людей, близких ему, были и художники, и писатели, и музыканты, и ученые. Имена многих его друзей уже давно золотыми буквами вписаны в историю российской культуры. Это - И. Горбунов, А. Островский, А. Рубинштейн, Т. Шевченко и другие. Пользовался Михаил Осипович известностью не только как создатель памятников, но и как график. Особенно успешно он работал в области книжной иллюстрации. Среди лучших его работ иллюстрации к "Евгению Онегину", к стихам Некрасова и Шевченко, а также к повестям Гоголя. Был он также автором очень популярных народных картинок, выполненных с большим юмором и фантазией, наибольший успех среди которых выпал на долю листа "О цыгане, мужике и его кобыле", который был выпущен тремя многотысячными тиражами. Область декоративно-прикладного искусства тоже не была чужда Микешину. А росписи изразцов у него получались настолько удачными, что некоторые из них император Александр II приобретал для подарков за границу. Широко одаренная натура нашего земляка не ограничивалась художественным творчеством. Он занимался и издательской деятельностью, выпускал журнал "Пчела", бывший в свое время одним из лучших иллюстрированных журналов в России. В нем часто печатались рисунки Микешина, а также его воспоминания и статьи, ибо среди множества талантов, которыми природа щедро наделила этого незаурядного человека, был и литературный. Состоял Михаил Осипович Почетным членом археологического института, как знаток старины и собиратель древностей.
Перечень всех наград, полученных Микешиным, почетных званий и дипломов получился бы слишком длинным, их было около 25. Но об одной из наград хочется сказать особо. В разгар Кавказской войны Микешин в свите Великих князей Николая и Михаила Николаевичей совершил поездку на Кавказ. Много путевых заметок и рисунков привез художник с собой из этой поездки. В его альбомах много любопытных, а иногда и трагических сюжетов, так как оказался Микешин в самой гуще событий, где он был не только свидетелем, но порой и участником, за что и был награжден крестом в память покорения Кавказа и медалью в память покорения Чечни, Дагестана, Северо-Западного Кавказа. А поэтому совсем не удивительными кажутся слова, сказанные на траурном митинге памяти Микешина его современником, художником Л. Пастернаком: "Микешин - наш Леонардо". Действительно, диапазон его талантов и увлечений был сродни гигантам Возрождения. Умер Микешин 19 января 1896 года в разгар работы над иллюстрированием "Кобзаря" Т. Шевченко. Похоронен он на Александром Невском кладбище. Надгробье на могиле было выполнено по эскизу сына Бориса Микешина. |
страницы |
|