Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы"
 
Благовещенский собор
 
      Храмы города Рославля

      Христианская вера и религиозные обряды, совершаемые в месте общей молитвы, в доме Божьем - православном храме, мало изменились со дня Крещения Руси. Человеку в церкви или соборе легко почувствовать, как веровали в Бога его предки, и соединить их молитву со своей. Но чувство это будет куда сильнее, если знать историю храма и его святынь, жития его подвижников и благотворителей, местные предания об иконах, колоколах, о настоятелях и прихожанах, передающиеся из уст в уста. Храм - это не только училище благочестия, здесь перед пытливым взором проходит история нашего Отечества.
      В этой главе пойдет речь о каменных храмах города Рославля, их архитектуре, чтимых иконах. Большинство из описанных церквей в настоящее время не сохранилось.

      Благовещенский собор

      В центре города Рославля располагался один из самых красивых городских храмов - Благовещенский. Но сведений о нем, к сожалению, сохранилось очень мало. В основном это лишь отрывочные данные о благотворителях, открытки и фотографии. Но можно попытаться воссоздать историю этой церкви.
      В сборе средств на строительство каменного храма, вместо прежнего - деревянного, принимали участие все горожане. Когда были заготовлены необходимые материалы, многие люди вышли рыть канавы под фундамент. Во время этой работы, по повествованию С. С. Ракочевского, один из землекопов наткнулся на гроб, причем, насмеявшись над прахом умершего, отрубил у трупа заступом ноги. К вечеру сам этот землекоп был покойником. 1
      Безвозмездную помощь на строительстве собора рославльчане оказывали во время подвоза кирпича, воды, песка. В этой работе участвовали не только мужчины, но и женщины, дети. Возведенное здание стало предметом гордости горожан. Строительством распоряжались протоиерей Феодор
      Людоговский и помещик Семен Селянинов. Началось оно в 1779 г.2, закончилось в 1783 г.3
      На территории, прилегающей к собору, находился деревянный храм в честь пророка Иоанна Крестителя с приделом в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. На высоком крыльце его было железное кольцо, к которому в качестве наказания привязывали уличенных в нарушении седьмой заповеди (нарушение супружеской верности) для публичного позора4. В конце XVIII в. храм этот был разобран, а на его месте установлен сначала деревянный, а затем каменный столб с солнечными часами (1857 г.). Чтимым образом Благовещенского собора стала Иверская икона Божьей Матери. По преданию, ее привез с острова Мальта помещик Василий Сорнеев в 1793 г.
Благовещенский собор,
г. Рославль, начало XX в.
      Икона была написана на кипарисовой доске и украшена серебряным окладом. На обороте имелась следующая надпись:
      «Сия честная и чудотворная икона пресвятой нашей Богородицы, Потантисса зовома, морем шествие свое имела в духовную ограду Святогорскую: юже во время иконоборствия жена некая благоговейна во граде Никейстем, страха ради иконоборцев, в море ввергла, да сама себе икона сохранит и уклонит, аможе благоволит; яже морем и дошедше, явися прямо святыя горы, аки столп огнем небес досяжающе, кое видение тамо монашествующие отцы постницы узревше, сначала пребывша недоумеющеся, пристрашни бывше, начаша молитися с плачем к Богу и сокрушением, яко да открыет им, что оное дивное видение и небесное сияние: понеже видением никакоже являшеся икона, но свет неприступный; и яко же в посте и молении указася им, яко икона есть видимое, потекоша абие с корабля на сретение ея. Но, о чудесе! ни один корабль можаше приближитися ей, но елика понуждаху приближитися, толико икона уклоняшеся. Видевше убо отцы сицевое преславное чудо, со страхом и благоговением возвратишася и совет сотвориша, да они в молитве прилежат, яко да икона святая сама изволит почити, и абие заутрие явися ходящи к пределом священныя и царския обители Иверския, тогда все отцы с радостию великою изыдоша из монастыря на сретение иконы. Постник же некий святой Гавриил, аки по суху мореходив, прият и на объятиях своих и принесе во святой монастырь Иверский, и тамо своею ста волею на место, идеже ныне видится всем с верою призывающим ю, цельбы подающее и от бед избавляющи, за еже благоговейством и любовию к Божией Матери видим благороднейший Государь Георгий... Иждивение положил тому же монастырю. Сие же бысть споспешеством Феодосия иеромонаха. Лета (год стерт) в Виенне»5.
      Образ хранился в соборе перед жертвенником. Каждый год 21 мая совершался крестный ход с этой иконой при участии всего городского духовенства на Бурцеву гору, где в часовне святых Константина и Елены служился молебен. Но сведений о точном времени возникновения этого обряда нет.
      В соборной ризнице имелось несколько старинных церковных предметов, среди них - напрестольное Евангелие и Постная Триодь. На них были надписи следующего содержания:
      На Евангелии: «Лета 7167иулия во 2, по Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея великим и малыя и белыя России Самодержца, указу, Преосвященный Лазарь, Архиепископ Смоленский и Мстиславльский, дал сию книгу, Евангелие напрестольное, из Государевой казны, в город Рославль, церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы»6.
      На Постной Триоди: «Лета 7183, месяца августа в 13 день, сия книга, глаголемая Триодь Постная, рославльского мещанина Ивана Максимова сына; а надал сию книгу я, Иван Максимов, по обещанию своему на церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, на поминовение дочери своея Агафий и за умаление грехов своих; а сию книгу, глаголемую Триодь Постную, зцеркви с Благовещения Пресвятыя Богородицы никому не вольно взять, продать, или иному кому отдать; а подписал сию книгу я, Иван Максимов, своею рукою»7.
      На заглавном листе этого экземпляра была такая печатная надпись:
«Триодион, сиесть трипеснец святой великой четыредесятницы, от еллинского изследован. Благословением же и повелением Преподобннейшего в Бозе Его Милости Господина Отца Иосифа Трызни, Архимандрита Печерского Киевского монастыря. В Святой Великой чудотворной лавре Печерской Киевской, Ставропигии Святейшего Архиепископа Константинопольского, Патриарха Великого. В лето от сотворения мира 7156, а от рождества Христова 1648 месяца иануария дня 19 индикта 30».
      На обороте листа был изображен герб, а над гербом надпись:
«На старожитный Клейнот, Ясне-Вельможных, высоце урожденных, их Милостей, Панов Трызнов.
Эпиграмма
  Трызнянская лилия, за Столки в Сеняти
И поля Марсовыя, як ся дает знати.
Борзей собе на тот час, местце улюбила,
В отгорудку Церковном, быснать пошлюбила.
Себе Панне Пречистой: а Ей ну оздобе,
Достался на Венец Паненской Особе»8.
 
Купец Тихон Богомазов,
начало XX в.

      Среди древних вещей в соборной ризнице хранился также оловянный потир.
      Говоря о Благовещенском соборе, необходимо сообщить имена жертвователей, внесших значительный вклад в благоукрашение этого храма в XIX в. Среди них - рославльские купцы: П. Т. Вехов подарил собору паникадило больших размеров и дорогую плащаницу9, купец II гильдии Федор Куричин - подсвечник стоимостью в 50 рублей, а также, совместно с купцом Иваном Новиковым, две металлических хоругви стоимостью в 150 рублей10. Не только мужчины дарили богослужебные предметы соборному храму. Так, в 1891 г. вдова купца Анастасия Чепелкина вместе со своей сестрой Анной Ракочевской пожертвовали полный комплект богослужебных облачений для священника и дьякона. Одежда была сшита из серебряного белого глазета и стоила 325 рублей11. За эти пожертвования дарителям было преподано архиерейское благословение.

      В начале XX в. основным жертвователем на нужды Благовещенского собора был купец Тихон Богомазов. Он давал средства на украшение храма, содержание причта и приходскую благотворительность. В 1912 г. Богомазов внес вклад в сумме 20000 рублей12.

      Колокольня Благовещенского собора отличалась своими колоколами. Еще царь Алексей Михайлович выделил средства для отливки пятипудового колокола, который упал во время пожара 9 июня 1864 г., разбился и с согласия соборного попечительства был отправлен купцом 3. П. Веховым в Москву для переливки. Новый колокол весил 12 пудов и был многогласнее прежнего13.



Примечания

1 Ракочевский С. С. Опыт собрания исторических записок о городе Рославле. - Рославль, 1885. - С. 155
2 Там же. С. 157.
3 Трофимовский Н. В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб., 1864. - С. 329.
4 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 133.
5 Трофимовский Н. В. Указ, соч., с. 329-330.
6 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 86.
7 Там же. С. 104..
8 Тамже. С. 103.
9 Там же. С. 247.
10 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1891. - С. 1044.
11 Там же. С. 1044.
12 Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1912. - С. 29.
13 Ракочевский С. С. Указ, соч., с. 87.


стр.