А. Агеев, журналист | |||||
Здесь
рождались поэты и рождались стихи (продолжение) |
|||||
Николай Ладыгин |
|||||
Сын известного рославльского купца и мецената Николай Иванович Ладыгин
родился в 1903 г. С детства увлекался живописью и поэзией. В молодости
работал техником-изыскателем железных дорог. После травмы ноги основная
его профессия - художник. В Рославле был членом кооперативного товарищества
«Художник», руководил изокружком.
В 30-е годы, опасаясь репрессий, переехал в Тамбовскую область, был служащим на железной дороге, учителем рисования и черчения. Участник областных и Всесоюзных художественных выставок. Стихи изредка печатал в местных газетах. В 60-е годы начал создавать палиндромы (стихи-перевертыши типа классического: «А роза упала на лапу Азора»), и в этом жанре стал крупнейшим в стране мастером. Дарование Ладыгина уникально. С ним в русской поэзии сравним только В. Хлебников, написавший палиндромами поэму «Разин» и стихотворение «Перевертень». В Тамбове в 1993 г. издана единственная книга Н. Ладыгина «Золото лоз», включающая множество цельных, зачастую даже сюжетных стихотворений-палиндромов. Умер в 1975 г. Н. Ладыгин писал о своем торчестве: «Палиндромы я начал писать частью из-за мысли: а что, если поставить себя в невозможные условия формы, не научит ли это меня терпению, не явится ли это лучшей тренировкой? Брал же Демосфен в рот камешки, чтобы, тренируясь на берегу шумного моря, избавиться от косноязычия и слабого голоса. Но в работе над словом есть такое, чего не добиться никакой выучкой. Это - поэзия. Научиться нельзя. Не помогут никакие законы, потому что их нет». А вот оценки титанической работы Ладыгина. «Н. И. Ладыгин взялся за трудный жанр. Не каждому палиндромы под силу. Николай Иванович проявил себя, как штангист поэзии» - Николай Глазков. «Это грандиозно, это огромный труд, это подвиг, если хотите» - Владимир Солоухин. Осенний
сон
Владимир Заводчиков
ВВладимир Павлович Заводчиков родился 25
июля 1904 г. в д. Павловское Снопотской волости Рославльского уезда. Закончил
церковно-приходскую школу. В 1918 г. организовал в своей деревне комсомольскую
ячейку, в следующем году избран членом укома комсомола, работал в укоме
инструктором. Весной 1920 г. добровольцем ушел в Красную Армию, служил
во 2-й конной.
Демобилизовавшись в конце 1920 г., стал ответсекретарем газеты «Юный товарищ» (Смоленск). Здесь напечатал свои первые стихи, «...и в те же далекие времена попал «в обучение» к М. В. Исаковскому»,- вспоминал поэт. Затем - работа в газетах «Красноярская молодежь» и «Путь молодежи» (Новосибирск), где в 1922 г. издал первый сборник стихов. Работая, учился в вечерней шко¬ле. С 1923 г. начал печататься в журналах «Сибирские огни», «Молодая гвардия, «Новый мир», «Звезда» и других. В 1924 г. Заводчиков по путевке ЦК комсомола поступил в Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова. Тогда же вступил в группу рабоче-крестьянских поэтов «Перевал», став соратником А. Веселого, М. Голодного, Н. Дементьева, Д. Алтаузена. Через год институт закрыли, пришлось перейти на историко-лингвистический факультет Ленинградского университета, который закончил в 1930 г. Летом 1925 г. молодой литератор встретился в д. Тюнино с еще более юным Николаем Рыленковым и поддержал его дарование. В архиве В. П. Заводчикова (часть которого хранится в Рославльском музее) есть книга Рыленкова с надписью автора: «Дорогому Владимиру Павловичу Заводчикову, с чьим благословением я выходил в путь, с душевной признательностью». А самого Заводчикова благословил на творчество один из виднейших литературоведов страны и, кстати, тоже уроженец Смоленщины Б. М. Эйхенбаум. В предисловии к поэме своего студента «Лошадь и человек» он писал: «Есть моменты, когда в поэзии важнее всего - выражение лица и интонация. В поэме Заводчикова это есть. Она продиктована голосом, в ней есть подлинная задушевность и потому свежесть - как бы ни напоминала она местами то Маяковского, то Тихонова, то Пастернака. В ней есть поэтическая искренность - черта, присутствие которой сейчас приобретает особенную важность». После окончания ЛГУ Заводчиков недолго работал научным сотрудником Пушкинского дома АН СССР, затем с целью накопления материала для новой книги поехал на строительство Свирской ГЭС, там около двух лет трудился в многотиражке «Свирьстрой». В результате появилась поэма «Андрей Буров» (1939 г.). С первых дней участвовал в Великой Отечественной войне на Карельском фронте в качестве военного корреспондента. Награжден орденом Красной Звезды. До 1952 г. был военным журналистом, и вот - вторая творческая командировка, на строительство Главного Туркменского канала. В. Заводчиков издал девять сборников стихов, сам оценивая свое творчество очень строго. В 1952 г. он писал, отчасти под влиянием политического климата в стране: «С 1925 г. издано восемь книжек моих стихотворений. Две из них - «Горький мед» и «Сказ о партизане» слабы по форме. «Седое время» и «Лошадь и человек» содержат упадочные настроения - результат влияния «Перевала» (где я состоял в течение двух лет). Поэма «Возникновение города» содержит ошибки формалистического характера. В поэме «Андрей Бугров»... я стремился преодолеть все эти ошибки. Насколько мне это удалось, самому судить трудно». Заводчиков в последние годы жизни в основном занимался переводами с украинского, белорусского, финского языков. Главная же его заслуга перед российской ли¬тературой в том, что он, будучи литконсультантом журнала «Нева», дал путевку в жизнь талантливым ленинградским писателям и поэтам Г. Горышину, В. Кузнецову, А. Коршунову и другим. Умер Владимир Павлович в 1969 г. В некрологе, опубликованном в «Литературной России», который подписали Н. Браун, А. Прокофьев, А. Решетов, А. Чуркин и другие известные литераторы, говорилось: «Скромный в оценке собственного творчества, он всегда был в восторге от встречи со всем талантливым, много помогая молодым поэтам в их становлении». В годовщину смерти В. П. Заводчикова, 31 октября 1970 г., Ольга Берггольц посвятила ему стихотворение, которое здесь публикуется впервые (подлинник хранится в фондах Рославльского музея).
В. П. Заводчиков никогда не порывал связи с родной стороной. В 1963 г. он открыл своим стихотворением «Поклоны тебе, богатырю...» альманах «Ключ-город», посвящений 1100-летию Смоленска.
|
|
стр.
|
|