Тюнино
Может быть, родиться снова проще,
Выйти в мир, широкий, как заря,
Чем забыть вас, тюнинские рощи,
В золотом свеченье сентября.
Старый парк, аллеи вековые,
Счет годам забывшие давно,
Где в далекой юности впервые
Было мне задуматься дано.
Что я знал, подросток деревенский,
В стороне заброшенной, лесной?..
Только то, что ветер с поля резкий
Распахнул все двери предо мной.
Бил закат в цветные стекла дома,
Я стоял, дыханье затая.
Барский дом! Мне сызмала знакома
Слава нелюдимая твоя!
Знать, недаром мать моя, бывало,
Долгий сказ пряла по вечерам,
Как лоза витая вразумляла
Всех, кто непокорен и упрям.
И, поклон отвесив за науку,
Об одном вздыхал мой дед всегда,-
Чтоб вовек не приводилось внуку
За наукой приходить сюда.
Внук пришел, но дед не видел внука,
Дед не знал, что на краю села
Дом все тот же - да не та наука,
Что его когда-то здесь ждала.
Дверь открыта, пахнет свежей краской,
Поздний луч скользит наискосок,
И гудит в опочивальне барской
Молодой учительский басок.
Я вхожу и опускаю веки,
Блики дня осеннего скупы,
Ждут меня в углах библиотеки
Старые дубовые шкапы.
Вот и день кончается недлинный,
Тень в аллеях путает следы.
Над левадой клекот журавлиный,
За левадой - темные скирды.
Старый сказ досказывают липы,
Спелый лист к руке моей приник.
Спать спокойно прадеды могли бы,
Увидав меня у этих лип.
Я подрос. В распахнутых долинах
Всех моих дорог не сосчитать,
Но повсюду в кликах журавлиных
Эту осень слышу я опять.
Может быть, родиться снова проще,
Выйти в мир широкий, как заря,
Чем забыть вас, тюнинские рощи,
В золотом свеченье сентября.
|
Николай Глейзаров
Николай Валентинович Глейзаров родился
19 декабря 1909 г. в Рославле в семье артиста. Жил в Ленинграде, писал
тексты для эстрады. Первые произведения начал публиковать в 1927 г. в
ленинградских журналах. Участник Великой Отечественной войны. Автор текстов
песен к нескольким ныне забытым кинофильмам («Наши соседи» и др.). Но
песни живут и доныне. В соавторстве с В. Соловьевым-Седым, Б. Мокроусовым,
И. Дзержинским написал всенародно известные песни: «Марш нахимовцев»,
«Девичья песня», «Русская красавица» и др. Издано четыре книги Тлейзарова,
его творчество отражено во мно¬гих песенниках.
Песня
из кинофильма «Наши соседи».
Муз. Б. Мокроусова. |
|
Вечерком,
За окном
В синем небе мерцает звезда.
Каждый раз
В этот час
О тебе я тоскую всегда.
Вижу в сумерках я
В платье белом тебя,
Ты рядом,
Ты рядом со мной, дорогая,
И все ж далека, как звезда.
Без твоих
Голубых
Ясных глаз я прожить не могу,
Ты во сне
Снишься мне
Незабудкой на светлом лугу.
Только вот на беду,
Нужных слов не найду,
Но песня,
Но песня тебе все расскажет,
О чем я сказать не могу.
Час пробьет,
Ночь уйдет,
И погаснет звезда за окном...
Знаю я -
Никогда
В сердце ты не погаснешь моем.
И для нас вешним днем
Расцветет все кругом,
Мы рядом,
Мы рядом с тобою, родная,
Счастливой тропинкой пойдем. |
|
Нина
Эскович |
(1911
- 1994) |
Нина Леонтьевна Эскович родилась в Рославле
в 1911 г., с 1917 г. жила в Москве, долгое время работала инженером на
железнодорожном транспорте. «Лебяжий рукав» - первая книга одаренной поэтессы,
вышедшая в издательстве «Советский писатель» в 1965 г. Книга была замечена
прессой, по ней сделана радиопередача. Борису Слуцкому особенно понравилось
стихотворение «Акуля», и по его рекомендации Эскович в 1966 г. была принята
в Союз писателей.
Стихи Н. Л. Эскович биографически точны. Вот что об этом говорит она сама:
«Стихотворение «Дашин хлеб» посвящено памяти моей бабушки Дарьи Ивановны
Иев¬левой, рославльчанки. Один из ее сыновей, Владимир - из первых летчиков-испытателей,
погиб.
Стихотворение «Женщина из села Скобарево» посвящено второй моей бабушке
(по отцу). Оно также обладает достоверностью по основным параметрам. Подавляющее
число поэм и стихов в моих сборниках при всей своей образной многоплановости
отражает фактическое состояние вещей. Для завершения, например, поэмы «Синий
полдень» я выезжала в Ленинград, и все детали срочной эвакуации Эрмитажа
были мне рассказаны научными сотрудниками, принимавшими участие в эвакуации».
В издательстве «Советский писатель» увидели свет пять книг Эскович, и все
они - это рассказ о пережитом, о сверстниках, о зрелой поре любви и о войне
как испытании всех духовных сил. Стихи поэтессы отличаются глубиной, артистическим
ощущением слова и тщательным выбором изобразительных средств. «Я многое
меняла и, пока живу, буду менять в безнадежной погоне за совершенством».
Акуля |
|
За что ты раз назвал меня... «Акуля»?
С какой-то ноткой полуозорной.
За мягкий нрав, за скрытую тоску ли...
За мой отказ проверить стороной?
И дальше звал так, словно искушая!
И - утешая.
Жара сверкнула, город иссушая.
Впервые я тяжелою была.
В воскресный день, красивая, чужая,
твоя одна знакомая зашла.
Расправив плечи под холстом рубашки,
овеял шею потную платком,-
«Не возражаешь? - молвил без натяжки.-
Мы в Одинцово с Ольгою вдвоем
по делу Ольги едем». Мне, тяжелой,
под сердце кто-то двинул ножкой голой,
и я дала согласие кивком.
Ах, как бы мне хотелось босиком
пройти в луга, не думая о доме,
не поднимая гордой головы
и ничего не замечая, кроме
цветов июня в россыпи травы.
Ко мне, в мою заботу погруженной,
вернулись вы, когда жара сошла.
Ты - как всегда, чуть-чуть настороженный.
А женщина - ромашки довезла
и мне на грудь сгрузила их... Она-то
передо мной ни в чем не виновата!
Медовая ее коса - венком –
возложена при мне сейчас, надолго.
Чулок с ноги вытряхивает Ольга
и думает. И, с искренним зевком,
в глаза она, легко, со знаньем дела,
мужчин ругнула,- мол, какие все...
Как пьяная, в цветах оса гудела.
И надо же запутаться осе.
Цветы устали в поезде, оглохли.
Все ищут, где их добрые луга!
Рука чужой звонкоголосой Ольги
мне их поставить в воду помогла.
Я ничего, клянусь, не замечала!
И в этот раз Акулею была.
Не за тебя я правда отвечала -
за жизнь того, кому я жизнь дала. |
|