Поклон земле Смоленской...

29 марта 2011г. | Наш корр.

В ноябре 2010 состоялось традиционное закрытие «Вахты Памяти-2010». В Сафоновский район съехались командиры поисковых отрядов подводить и анализировать итоги полевого сезона на территории Смоленской области и десятков регионов России и Республики Беларусь. На Смоленщине, в 2010 году принимали участие в поисковых работах отряды из Владимировской, Московской, Тамбовской, Томской, Ярославской, Кемеровской, Ивановской, Нижегородской областей, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Коми, Чувашия, Алтайского края и др.

На закрытии были гости из Министерства Обороны, Администрации Смоленской области, Посольства Беларуси, были и самые дорогие для нас люди – родственники погибших солдат.
Эта статья написана одним из них – племянником без вести пропавшего воина Колчина Алексея Васильевича.
 
Поклон земле Смоленской...
 
Прошло немало лет после окончания войны в 1945 году, но память о её безжалостности живёт и передаётся в поколениях людей. Не забыты фашизм и Гитлер.
У кого-то сохранились письма с фронта и фотографии. Напоминают о себе и не взорвавшиеся снаряды, торчащие из-под земли проржавевшие орудия войны, гильзы, патроны...
Находятся живые люди, которых война разъединила с родными, а от остальных остались только косточки или только память. Не даёт война забыть о себе.
25 октября 2010 года получил и я известие о том, что обнаружены останки моего дяди – Колчина Алексея Васильевича, перезахоронение которого произошло 10 ноября 2010 года.
Руководитель моего учреждения, прочитав присланное мне приглашение от директора Смоленского областного центра «Долг» Н.Г. Куликовских на перезахоронение останков, сказал: «Валерий Васильевич, ведь это же святое дело...» и подписал моё заявление.
Дома обсудили, кому ехать и когда выезжать, посоветовались с родственниками. Позвонили Н.Г. Куликовских - ждите, едем.
Поехал я с сыном Алексеем и моя двоюродная сестра Галина.
Дорога от Москвы до Сафонова, где нас ждали, прямая, так  что доехали довольно быстро, но, въезжая в Смоленскую область, я ощутил какую-то неизведанную загадочность в простых русских названиях населённых пунктов – Прохоровка.Вязьма...
Названия несли какую-то молчаливую строгость и многозначительность, а окружающая темнота (был вечер) напряжённость. Земля, пропитанная кровью и хранящая лежащую в ней плоть, прислушивалась и приглядывалась - пришёл друг или враг.
В Сафоновской гостинице встретила Нина Германовна Куликовских. Встретила так, что я даже подумал: не родственники ли мы. Такое внимание испытывали мы все время пребывания в Сафонове.
День 9 ноября был расписан по порядку, который нигде не нарушался. Конференция проходила в колледже, где очень красивые воспитанницы встречали нас от первых ступеней до актового зала.
Без всяких обязательных скучных вступлений и завышенных отчётов о достигнутых сверхуспехах началась конференция.
Я смотрел и слушал, как просто рассказывала (не отчитывалась) о своей работе красивая, добрая и мудрая женщина, как не скрывали к ней своей преданности ее соратники по общему делу, какая радость и гордость за свое дело светились в ее глазах.
Затем награждались поисковики областного центра «Долг», награждались заслуженно.
Сейчас не везде увидишь молодого человека на огороде с лопатой, а тут мальчишки, юноши, мужчины и уже поседевшие мужчины просеяли чуть ли не всю Смоленскую землю через свои пальцы. Низкий поклон вам, люди Русские земли Смоленской!
Наградили и Нину Германовну, я оглянулся по сторонам: всем ли видно (так я за неё гордился), как награждают нашу Нину Германовну за дело, которым она живёт и дышит!
Понятия о долге и чести воспринимаются ею, как мне кажется, естественным образом жиз­ни и ничего особенного в этом она не видит - а разве можно жить иначе? Это ее обыденная повсе­дневная жизнь, которая выражается в ее делах. Мне показалось, что она не задается вопросом, как поступать в той или иной ситуации - у неё получается само собой все правильно. У нее такой дар!
Наверно, души погибших солдат, отдавших свою жизнь за освобождение Родины и оставшихся в Смоленской земле, с благодарностью помогают ей с небес.
Потом был вечер, посвященный памяти героев воевавших и оставшихся здесь.
Трудно было оставаться безразличным к тому, что происходило на сцене, как она была оформлена и озвучена, как особенно звучал голос Нины Германовны, когда она рассказывала о тех, кого удалось опознать по оставшимся при них клочкам квитанций, имен, нацарапанных на солдатской ложке, найденной награде... На глаза накатывались слезы.
На сцену поднимались и рассказывали о своих, найденных поисковиками, родственниках их потомки. Особенно, пожалуй, можно выделить большую группу родственников бойца из Беларуси, которые приехали из разных мест, не зная друг друга, но все помнили о погибшем, а познакомились здесь, в Сафонове. Останки его увозили на Родину, в Беларусь. С благодарственным словом в адрес Администрации Смоленской области и Беларуси, к поисковикам, ко всем, обратилась пожилая его родственница. Выступил помощник посла Беларуси в России, который также поблагодарил всех за память, которую воскрешают поисковики для нас, живых.
Когда вместе с сыном Алексеем я поднялся на сцену и рассказывал о том, что знал о своем дяде, то впервые подумал о его присутствии в моей жизни. Он – мальчик, едва доживший до двадцати лет и отдавший жизнь за Родину, получивший медаль «За отвагу», создал мне уже тогда уваже­ние людей, смотрящих сейчас на меня из зала.
Имя Алексий означает защитник, а в Европе это имя приобрело второе значение – освободитель и стоят там памятнику русскому солдату по имени Алеша.
Сколько таких мальчиков как Алеша стали бойцами, которые положили душу свою за други своя, чтобы жить нам в благочестии и чистоте Богом хранимой земле нашей Российской.
Вечная им память.
На сцену торжественно вынесли и вручили мне награду дяди - Колчина Алексея Васильевича, медаль «За отвагу». Волнение охватило меня. Вторую медаль, юбилейную, которой наградили дядю посмертно, вручили его тезке - моему сыну Алексею Колчину.
Был взволнован и мой сын Алексей, которого я назвал в честь своего дяди.
Он от чистого сердца поблагодарил поисковиков, всех, кто участвует в таком нужном деле, как восстановление памяти о павших в войне, о славной нашей истории, которую мы должны помнить, беречь и передавать ее своим детям.
С огромной бережливой ответственностью передавали поисковики найденные предметы родственникам погибших, а радость от того, что они это делают, так и светилась в их глазах. Они были рады и счастливы так, что на фоне растроганных и растерявшихся родственников сложно было определить, кто был более доволен.
Вечером на организованном ужине, я всматривался в лица сидящих со мной за одним столом поисковиков, а среди них были и депутаты и администрация, у всех у них как бы ни было разницы в возрасте — своим задором они, как дети или студенты, объединенные одной мечтой, одним делом, одним понятием завораживали. Это одна большая дружная семья, где почитание старших соблюдается.
И песни звучали особенные, в них звучали ноты героизма, взаимовыручки, жизнелюбия, прямоты и справедливости.
Я помню, в свое время, была песня «Белая зависть», которую исполнял Анатолий Королев, и в ней были такие слова:
...Что ни говорите, не обидно ведь
Белой-белой завистью завидовать.
И наверно крылья кто-то выдумал
Потому что птице позавидовал.
Будь со мною зависть только белая,
К тем, кто не для славы дело делает.
К тем, кто не забудет, что обещано
К тем, кто не солжет врагам и женщинам...
Кто открыл дорогу к звёздным россыпям
Кто последним шагом стал Матросовым!
Песню подзабыл, но слова вспомнились, и я позавидовал этим людям белой завистью.
Гитара переходила из рук в руки, и если ее кто-то брал, то обязательно умело играл и пел, ему подпевали, а если не знали слов, то хорошо слушали.
Удивительные люди! Я уж думал, что при сегодняшнем нашем перевоспитании на службу мамоне таких людей уж и не стало, только и ноют кругом - власти плохие, жить плохо и т.д., а они есть такие люди, которые не дают «навязчивым наставникам из заграницы» делать из России «чистую доску», которые не только ценят нашу историю и народ, но откапывают все новые факты о победе нашего народа во всех войнах, которые навязывались России. Слава вам, Смоленские наши люди, всегда первостоящие перед натиском Запада!
10 ноября перезахоронение. Моросит дождь. Погода как бы оплакивает последний путь бой­цов. Торжественно проследовала процессия с гробами под траурную музыку оркестра из молодых солдатиков. Перед захоронением у обелиска павшим воинам в д. Рыбки прозвучали слова руководства области, местной власти и родственников о безвозвратных потерях в войне.
Скорбь и печаль на лицах присутствующих, как-будто они знали всех лежащих в гробах и видят их знакомые лица ...
Горстки земли на гробы... залпы из оружия, а на засыпанную братскую могилу – венки.
Помяни их Господи во Царствии Твоем...
 
За поминальным столом помянули всех опознанных и неопознанных, пожелали, чтоб земля была им пухом...
Да... звучит еще эхо войны, вон сколько лет звучит, и болит душа, и накатываются слёзы от этого эха, даже если и приходит весть о найденных останках твоего родного брата, дяди, отца...
Молча, в задумчивости ехали мы до Москвы. Казалось, мы что-то забыли, остались должниками в этой совсем не знакомой ранее Смоленской земле. Прости нас земля Сафоновская, если что не так сделали, сказали, и низкий поклон тебе и всем живущим на тебе людям, чтущих и любящих тебя.
Низкий поклон всем, кто бережно хранит в себе память о земле Русской и о людях, положив­ших жизнь свою за жизнь нашу, не дающих нам эту память забыть. Чтоб не были мы Иванами, не помнящими родства.
Низкий поклон замечательной женщине - Нине Германовне Куликовских, командирам отря­дов поисковиков, Володе Большунову, который нашел моего дядю, руководителям всех рангов, которые так патриотически ведут работу с людьми, администрации области и района, всем людям героической земли Смоленской. Да хранит вас всех Господь!
В руках у меня земля в пакетике с могилы Алексея, ее я увезу на его Родину в Ивановскую область.      
Колчин Валерий Васильевич - племянник Алексея Васильевича Колчина. Москва, ноябрь 2010 года.


©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области