Навстречу юбилею! Рославлю - 880

5 сентября 2017г. | Кузьмина Г.

По стопам великого учителя

Имя скульптора Нины (Дины) Андреевны Коненковой не столь широко известно, как имя ее великого учителя – Сергея Тимофеевича Коненкова. Но рославльчане по праву могут гордиться своей землячкой как  интересным скульптором, обладающим   своим особым мироощущением, восприятием, пониманием прекрасного.

Невольно возникает вопрос: не родственники  ли? Обычно Нина на этот вопрос  отвечала  уклончиво, просила не связывать их имена, а посмотреть ее работы. И только иногда неохотно признавалась -  знакома, бывала, даже некоторое время жила на правах внучатой племянницы в той самой квартире на Тверском бульваре, где теперь музей-квартира С.Т.Коненкова.

Родилась Нина в селе Даниловичи Смоленской области 22 мая  1930 г.. Рисованием и лепкой увлекалась еще в детстве. Позже поступила учиться на художественно -  оформительское отделение Московского полиграфического института.

Рассказывают, что узнав об увлечении своей юной землячки ваянием, Сергей Тимофеевич поначалу отговаривал ее, говорил о трудностях, которые ждут ее на этом пути. Но она не отступала - работала, рисовала, лепила. И нередко  рядом с Коненковым, в той самой мастерской, заряжаясь его неистовой фантазией и вдохновением.

Когда  Коненков вместе с архитектором Саввой Бродским (ставшим позднее признанным художником-графиком, иллюстратором многих литературных произведений) обдумывал оформление музыкально-драматического театра в Петрозаводске (надо было выполнить большое количество фигур), то помогать ему в этой работе скульптор пригласил недавних выпускников Строгановского училища. Дине, которая училась тогда в Полиграфическом институте,  Коненков поручил сделать несколько изображений на фронтоне и по углам здания.

Одна из самых сильных сторон  творчества скульптора Нины Коненковой – портреты.  Эйнштейн, Менделеев, Леонардо, Курчатов, Жолио Кюри, Циолковский, Микеланджело, Бетховен, Маяковский, Блок. Они вырезаны на деревянных плахах, индивидуальны, но общность их в духовной красоте и одержимости таланта. А ее Икар, созданный под впечатлением полетов в космос,— это прежде всего символ разума и воли: в неистовом взлете сильного торса — прорыв в неизведанное.

Основным мотивом ее работ героической темы стало Мужество.  А рядом — произведения, звучащие весенней песней.. В них Коненкова воплощает порывы чуткого сердца, славит вечную женственность.

Сама  Конёнкова писала о своих работах: «Творить сильные прекрасные изваяния, когда-либо существовавшие на земле и на небе, выразить в них всеобщую истину – вот плата и слава художника».

Несколько лет назад выставка Нины Коненковой проходила в Доме Правительства Московской области, где демонстрировались работы из фондов государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. "Нина Андреевна Конёнкова - мастер с собственным творческим методом, присущим только ей одной способом обработки дерева, сюжетами. Скульптуры этого автора поистине уникальны и неповторимы, и мы уверены, что никто не останется равнодушным к её творчеству", -  так отозвался о творчестве нашей землячки  министр культуры Московской области Антон Губанков.

Увидеть работы Нины Коненковой можно и в  гостевом флигеле усадьбы Голицыных в Больших Вязёмах под Москвой, где теперь находится  ее музей-мастерская. А большую часть своих произведений скульптор завещала смоленской Художественной галерее.

Умерла Нина Андреевна Коненкова в Москве в 2006 г.

 

Автор: Галина Кузьмина, сотрудник Рославльского музея 



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области