Городские улицы: прошлое и современность. Вокзальная.

4 августа 2020г. | По материалам сайта газеты "Рославльская правда"

Улица Вокзальная (ныне – ул. Заслонова) сформировалась в 70-е годы XIX века в пристанционном районе. Своим появлением она обязана строительству Орловско-Витебской железной дороге.
В своих нынешних границах улица не совпадает с прежней: стала намного короче. Начиналась она от Вокзальной площади. Пересекая Московско-Варшавское шоссе, шла вдоль, так называемого «ущелья», и заканчивалась в районе западной границы шпагатной фабрики.
Часть улицы, за универмагом, в советское время назвали Кооперативной.
Московско-Варшавское шоссе и железная дорога коренным образом изменили обычный размеренный ритм горожан провинциального города. «Рославль, подчиняясь неизбежности, энергично шагнул в восточном направлении, навстречу своему промышленному будущему», – писал краевед Сергей Иванов в книге «Рославльский вагоноремонтный».
Представить город Рославль того времени поможет яркая зарисовка Сергея Сергеевича Иванова: «Это был мини-город с иным шумовым фоном, ритмом и образом жизни, новыми складывающимися традициями. Появились на улицах обеих частей города спешащие на работу специалисты: машинисты, путейцы, станционные работники, железнодорожные техники и инженеры, разный мастеровой люд Главных мастерских и паровозного (локомотивного) депо. Замелькали форменные шинели, фуражки, нагрудные жетоны с буквами «З.О.В.Ж.Д.». Окрестность огласилась гудками паровозов, лязгом буферных тарелок, звуками сигнальных рожков и ударами вокзального колокола».
Первым каменным зданием, послужившим в последующем названию улицы, стал вокзал станции Рославль. Строительство здания относится к 60-м годам XIX века. Станцию открыли для пассажиров и грузовой работы в 1868 году, одновременно с вводом в строй Орловско-Витебской железной дороги.
Для обслуживания подвижного состава, железнодорожного полотна и коммуникаций требовались квалифицированные кадры, поэтому вскоре возник вопрос об открытии железнодорожного училища. 15 мая 1870 года общее собрание акционеров Земской Орловско-Витебской железной дороги вынесло постановление: «Для подготовки технических кадров Главных мастерских и служб дороги отчислять из доходов эксплуатации ежегодно с каждой версты дороги 15 рублей на создание капитала для постройки технического училища». За счет собранных денежных средств в 1872 году приступили, а в 1873 году окончили его строительство. Средства на его завершающий этап и оборудование в размере 15 тысяч серебром внес московский купец I гильдии Петр Иванович Губонин, впоследствии ставший и его почетным попечителем. Здание было построено трехэтажное, средняя часть и нижний этаж кирпичные, боковые части второго этажа — деревянные, отопление — печное. В 1874 году железнодорожное училище распахнуло свои двери для учащихся из семей мещан и зажиточных горожан. В 1895 году на территории училища построили учебные мастерские, а в 1906 году деревянный второй этаж учебного корпуса был переделан на кирпичный. В 1915 году на территории училища силами учащихся возвели одноэтажное кирпичное здание для служащих училища. В советское время его переоборудовали в актовый зал. Общежитие для учащихся на 30 человек размещалось в одноэтажном доме, находившемся за учебными мастерскими. В настоящее время это жилой дом на четыре квартиры, построенный силами коллектива техникума.

Михаил Судовский. 



©Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области