С. Дубовский,
учитель литературы средней школы № 8
 
Пустынники Рославльских лесов (продолжение)
 
      В 1816 году о. Моисея навестил его младший брат Александр Иванович Путилов. Двадцатилетний Александр горел желанием поступить в Саровскую обитель, и ему нужен был совет старшего брата. Прожив несколько месяцев вместе, братья отправились для богомолья в Киев и посетили по пути многие монастыри. Вернувшись в свою лесную келью, они больше никогда не разлучались. Александр принял постриг в 1820 году от о. Афанасия и был наречен Антонием.
      Так в Рославльских лесах образовалась своеобразная Пустынь, слава о которой распространилась далеко за пределы Смоленской губернии.
      Вопреки желанию пустынников их связь с миром не прекращалась. Местные жители, особенно помещики, часто обращались к монахам за советом, приглашали их к себе для духовных бесед. Приходили в их кельи и священники из ближайших приходов. Отец Моисей и отец Антоний вели обширную переписку со своими духовными детьми и наставниками, получали по почте книги. Письма и посылки доставлялись с оказией через почтовое отделение в Рославле.
      Основным занятием отшельников, помимо молитвы, было переписывание редчайших книг Отцов Церкви15 и составление рукописных сборников изречений великих богословов древности.
      Под руководством о. Афанасия братья Путиловы прошли «основательную школу православной аскетики», практически постигли смысл и значение духовного руководства старца, «прочно усвоили основы нравственно-религиозного учения великих подвижников»16.
      В начале XIX века взоры людей, желавших духовного совершенства России, все чаще обращались к Оптиной пустыни. Одним из таких пастырей был калужский епископ Филарет17. Зная о подвижнической жизни рославльских отшельников, владыка Филарет отправил отцу Афанасию письмо, в котором просил его и других рославльских монахов принять на себя устройство и управление скитом, планы строительства которого Преосвященный давно вынашивал, не имея лиц, которым можно было бы поручить строительство.
      Рославльские пустынники, не помышлявшие до этого об оставлении любимых ими мест, приняли приглашение, чтобы продолжить свои молитвенные подвиги близ Оптинной пустыни, в месте, ставшем впоследствии Иоанно-Предтеченским скитом.
      Не все старцы решились тотчас оставить свою пустынь. О. Афанасий еще долго жил в Рославльских лесах, а затем ушел в Свенский Брянский монастырь, где и скончался 31 декабря 1844 года.
      О. Досифей переселился в Оптинский скит лишь в 1827 году. Остальные пустынники остались в Рославльских лесах до самой своей кончины.
      В Оптину пустынь отправились четверо: отец Моисей, отец Антоний и монахи Илларий и Савватий. На новое место они прибыли б июня 1821 года и, по благословению игумена Даниила, временно поселились на монастырской пасеке. Вскоре они побывали в Калуге и представили преосвященному Филарету свой план будущего скита. Утверждение владыки последовало немедленно: «1821 года Июня 17-го дня. По сему начертанию строить скит да благословит Господь Бог, и благодатию Своею да поможет совершить»18. Так было положено начало одному из важнейших духовных центров в России, без которого немыслима история русской культуры.
      В 1826 году о. Моисей был назначен управляющим Оптиной пустынью. При его настоятельстве за считанные годы Оптина пустынь превратилась из заштатного монастыря в один -из крупнейших монастырей православного мира.
      О. Моисей и его брат положили начало издательской и переводческой деятельности монастыря, которая осуществлялась при деятельном участии Ивана Киреевского. Переведенные и изданные в Оптиной пустыни творения Отцов Церкви, другие книги духовного содержания рассылались бесплатно в монастыри, в библиотеки, учебные заведения, отдельным лицам.
      С издательской деятельностью связано и создание знаменитой оптинской библиотеки, которая была открыта для всех, кто приезжал в обитель. О. Моисей и о. Антоний всю жизнь целенаправленно собирали книги духовного и исторического содержания. Основу монастырской библиотеки составили их личные собрания, каждое из которых насчитывало свыше двух тысяч печатных изданий и десятки рукописей.
      Но главной заслугой о. Моисея было введение в Оптиной пустыни старчества. Старчество - это «искреннее отношение духовных детей к своему духовному отцу, или старцу. Отношение, которое выражается со стороны учеников совершенным послушанием, то есть отсечением перед старцем не только своей воли во всем, но и своего образа мыслей, своих разумений и откровенного полного исповедания тайн сердечных»...19. Ни отец Моисей, ни отец Антоний старцами в узком, «оптинском» смысле этого слова не были, поскольку настоятельство и заботы об устройстве монастыря не позволяли полностью посвятить себя духовному окормлению иноков. Но именно по приглашению о. Моисея в Оптину пустынь пришли о. Макарий и о. Леонид, которые вместе со святым Амвросием Оптинским составили костяк оптинского старчества. Оптинские старцы были той духовной силой, которая притягивала в этот монастырь не только монахов и послушников, но и представителей русской интеллигенции. Выдающийся русский философ Н. О. Лосский писал: «Те, кто не знаком с русской культурой, могут получить представление о старце по образу отца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского»20,- определяя таким образом оптинское старчество как явление русской культуры.
      Каждый, кто приезжал в монастырь для беседы со старцами, встречался с о. Моисеем и о. Антонием. Личная дружба связывала братьев с Иваном Киреевским и Н. В. Гоголем. Уже в преклонном возрасте духовным сыном о. Антония стал выдающийся мореплаватель, главный правитель Русской Америки в 1818-1820 гг. С. И. Яновский. При настоятельстве о. Моисея проходил послушание святой Игнатий Брянчанинов.
      За свои труды о. Антоний был награждет Золотым наперстным крестом, а о. Моисей - орденом Святой Анны II степени.
      О. Моисей закончил свой жизненный путь 16 июня 1862 года.
      О. Антоний, покинув Рославльские леса, в течение 18 лет был рядом с братом. В 1833 году по воле епархиального начальства он был назначен игуменом Малоярославецкого Черноостровского монастыря; в 1853 году ушел на покой и вернулся в Оптину пустынь. Скончался о. Антоний 7 августа 1865 года и похоронен в пустыни рядом со своим братом и духовным отцом архимандритом Моисеем.
      Биограф о. Антония писал: «В преклонных летах, достигши высокой меры духовного возраста, о. Антоний с особенной отрадой любил вспоминать о рославльском пустынножительстве, и при этих воспоминаниях лицо старца как-то особенно сияло и воодушевлялось»21. Отец Моисей также с благоговением относился к месту своего уединения, называя его не иначе как «любезные моему сердцу Рославльские леса».
      Между тем, короткая история Рославльской пустыни продолжалась до 13 сентября 1866 года, дня кончины по¬следнего рославльского пустынника отца Дорофея, при¬глашенного в 1821 году в Оптину пустынь, но не пожелавшего оставить любимое место уединения.

Литература

1 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. М., 1987 т. 3, с. 144.
2 В Ветхом Завете значение слова «пустыня» имеет еще один оттенок -«место, где нет Бога; духовная пустыня». В новозаветных текстах этот оттенок значения сохранился лишь в описании событий, предшествующих явлению Спасителя.
3 Иоанн Экономцев, игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992. с. 161.
4 См.: Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990; Иеромонах Никон.Монастыри и монашество на Руси (X-XII вв.)- Вопросы истории, 1991 № 12.
5 В 1703 г. Петр I запретил строить новые монастыри. Духовный регламент, составленный Феофаном Прокоповичем, содержал целый ряд положений, весьма стеснительных для Церкви вообще и для монастырей в частности. В 1734 г. последовало резкое ограничение приема в монастыри (разрешалось постригать лишь вдовых священников и отставных солдат). В 1764 г. был издан указ об отобрании церковного и монастырского имуществ в ведение государства и о штатах денежного жалования духовенству. Так называемые заштатные монастыри более не получали от государства никакой поддержки и вынуждены были содержаться своими силами, в результате чего число монахов резко сократилось. К заштатным относились Оптина пустынь и Рославльский Спасо-Преображенский монастырь.
6 Ханс Баггер. Реформы Петра Великого. М., 1985, с. 126-127.
7 Следует иметь в виду, что ландшафт нынешнего Рославльского района, территориально, в основном, совпадающего с бывшим Рославльским уездом, за последние годы сильно изменился в связи с появлением Смоленской АЭС, города Десногорска и Десногорского водохранилища. Эти новостройки возникли как раз в тех местах, где селились рославльские пустынники. Однако все названные в статье населенные пункты сохранились и находятся на прежних местах. Их названия даны в современной орфографии.
8 В относительной близости от села Екимовичи (до 200 км) в начале XIX века находилось около 10 мужских монастырей Смоленской, Калужской, Орловской и Московской епархий. Из них три монастыря: Оптина пустынь, Малоярославецкий, Черноостровский, Николаевский и Рославльский Спасо-Преображенский - в XVIII - начале XIX вв. на некоторое время упразднялись. Возможно, что многие рославльские пустынники, чьи имена не сохранились, были выходцами из этих монастырей.
9 Место, где жили старцы, принадлежало семейству помещиков Броневских. Владельцы соседних деревень, помещики Таптыкины и граф Безбородко, так же с большим уважением и любовью относились к пустынникам.
10 Парфений Сопковский, епископ Смоленский и Дорогобужский (1761 - 1795 гг.).
11 Верховская Л. Село Буловицы и его обитатели.- Край Смоленский, 1993, № 9 - 10, с. 97-99. О Зосиме Верховском как прототипе старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» см.: Достоевский Ф. М. Поли, собр. соч. в 30 томах. Л., «Наука», 1976, т. 15, с. 457, 570.
12 Житие схиархимандрита Моисея. Введенская Оптина пустынь, 1992 (репринтное воспроизведение с издания 1882 г.), с. 265-266.
13 Об истории Оптиной пустыни см. обстоятельную статью В. А. Котельникова «Оптина пустынь и русская литература» - Русская литература (журнал), 1989, №№ 1, 3, 4.
14 Житие схиархимандрита Моисея, с. 22, 201-205.
15 Книги Отцов Церкви в России не издавались, а ввоз их из-за границы был запрещен указом 1787 года.
16 Котельников В. А. Указ. соч.- Русская литература, 1989, № 1, с. 63.
17 Филарет Амфитеатров, епископ Калужский и Боровский (1819 - 1825 гг.), митрополит Киевский (1837-1857 гг.).
18 Житие схиархимандрита Моисея, с. 57.
19Там же, с. 94-95.
20Лвеский Н. О. История русской философии. М., 1991, с. 29; Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч., т. 14, с. 24-31, т. 15, с. 527.
21 Житие схиигумена Антония. Введенская Оптина пустынь, 1992 (репринтное воспроизведение с издания 1870 г.), с. 22.


стр.