Иванов С.С., краевед
 
Архитектурный облик старого Рославля (продолжение)
 
Каменная архитектура
     
      Первыми каменными зданиями были не дошедшие до нас - одна, а может быть, и две церкви XI I - нач. XIII вв. Более достоверно мы узнали об этом из археологических раскопок Л. В. Алексеева и П. А. Раппопорта. Эти, так называемые «домонгольские», храмы были сложены из древнерусского кирпича - плинфы, толщиной от 3,8 до 5 см и шириной 16,5 см. Длина не установлена, так как целые плинфы не найдены. На них сохранились следы раствора. Плинфы найдены на Бурцевой горе и на месте бывшего собора (цветник в центре города). Планировка церквей не установлена, названий народная память и летописи до нас не донесли.
      Надо отметить, что сведений об авторах каменных построек города пока не удалось обнаружить. Известны только фамилии некоторых жертвователей капиталов на строительство, или дарителей уже построенных ими зданий городу, Мухиных, Т. Е. Богомазова, П. И. Губонина, ф. А. Мукинина, Д. Е. Полозова, П. Т. Вехова и др.
      Неизвестными остались и мастера-каменщики, за исключением одного - конца XIX, нач. XX в.- Е. Т. Боровкова.
      После нескольких веков царства дерева, первыми каменными зданиями конца XVIII в. историк Рославля С. С. Ракочевский называет дома купцов Г. И. Шевердина и Е. А. Микешина и отмечает важную для автора конструктивную деталь: своды в подвалах, а у Шевердина еще и своды на «нижнем» этаже.
      Благовещенский собор конца XVIII в. дошел до нашего времени. Его разборка была начата в мае 1940 г. и закончена в конце 40-х гг. после освобождения города. Храм был построен в стиле позднего русского барокко. Постройка была очень стройной, хорошо скомпонованной и была предметом гордости рославльчан, очень многие из них принимали активное участие в ее строительстве. B притвор вело высокое крыльцо. Храм был обнесен изящной кованой оградой. После революции небольшие главки с крестами на основном объеме и шпиль трехъярусной стремительной колокольни были снесены. .Верх колокольни был «украшен» уродливой деревянной будкой с окнами, где дежурил пожарник.
      От двух церквей конца XVIII в. осталась в плохом состоянии одна - Успенская. Духо-Николаевская разрушена в середине 50-х гг., на этом месте «воздвигнут» спортзал медучилища. Она имела мощный двусветный четверик, который нес на себе бесстолпный сферический купол с одной небольшой главкой на световом цилиндрическом барабане. Храм имел большую апсиду алтаря. Трехъярусная колокольня, более поздняя, чем храм (разрушена до войны в 1941 г.), была сдвинута от оси здания вправо. Храм был очень вместительным и светлым.
      Успенская церковь с приделами середины XIX в. Покрова Богородицы и Архангела Михаила - единственное из оставшихся здание в стиле барокко. Оно имеет некоторое сходство с Духо-Николаевской церковью: двусветный бесстолпный четверик, световой барабан под главку (только восьмигранный), одноабсидный алтарь. Сохранились детали декора. Известковые связующие швы купола имеют типичную для XVIII в. одностороннюю подрезку. Успенская церковь считалась «купеческим» храмом и соперничала в убранстве и красоте хорового пения с «дворянским» Благовещенским собором. Прихожанином ее был известный купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин города К. И. Мухин.
      Три церкви: Воскресенская, Казанско-Пятницкая и Вознесенская имеют все признаки позднего классицизма. Их пропорции гармоничны, уравновешенны. Все они были построены в 20-30-е гг. XIX в. Две последние в хорошем состоянии и их можно увидеть и, при желании, понять замыслы авторов. Они одноглавые, бесстолпные, с хорошо сохранившимся декором, но разные по планам и силуэту. В церквах сохранились белые кафельные декорированные печи и фрагменты масляной росписи XIX в.
      Основной объем Воскресенской церкви недавно рухнул из-за разъеденного солью (там был склад) основания. Она служила доминантой среди деревянных кварталов Заречья и на закатном небе четко рисовался ее одноглавый силуэт. Церковь также была бесстолпной и одноап-сидной. Четверик ее был растянут по поперечной оси. Декор был более скупым, оживляясь пилястрами и арочными окнами второго света (яруса). Колокольня со шпи¬лем была двухъярусной с полуярусом. К церкви примыкал церковный сад с оградой на кирпичных столбах. Пе¬реулок перед колокольней соединял две улицы: Воскресенскую и Зареченскую (Мичурина и Горького). Сейчас он проходит за алтарем.
      В 1854 г. началось строительство одной из самых больших и самых поздних церквей - Богородице-Рождественской (горожане называют ее Петропавловской). Церковь имела три престола: Рождества Богородицы, Петра и Павла и Митрофана Воронежского. Построена в «русском» стиле с использованием элементов древнерусского зодчества. Здание доминирует над застройкой Юрьевской горы и вертикаль ее колокольни подчеркивала линию шпилей собора и Духо-Николаевской церкви по главной улице. В основе планировки - традиционный крест.
Обращает на себя внимание декор храма: арочные окна с наличниками, сдвоенные колонки по углам, входы боковых притворов с колоннами и разорванными фро-нтончиками. Оформление интерьера также не типично для церквей города: кессонированный свод, лепнина, цветные стекла в окнах и стены, отделявшей трапезную от основного объема. По легенде там был самый красивый иконостас из провинциальных церквей из «резного дуба». А. Е. Рокачевский преподнес храму две иконы своей работы.
      Как ни странно, но более всего «повезло» ансамблю небольшого Спасо-Преображенского монастыря, так как здесь потери не сразу бросаются в глаза. Как и до времени великого разорения, силуэт ансамбля все еще производит впечатление,- северо-восточная часть стены, одна угловая башня, деревянные этажи духовного училища и келийного корпуса, убранства церквей и часовен и, наконец, кладбища при монастыре с оградами и памятниками.
      Основной пятиглавый храм с престолами св. Троицы и пророка Ильи построен в 1819 г. в стиле позднего классицизма. Трехъярусная колокольня построена несколько позднее. Необычно решено расположение 4-х глав церкви, которые через круглые барабаны опираются на четверики по углам четверика здания.
      Церковь Александра Невского была заложена как часовня-памятник окончанию подрядных работ при строительстве Московско-Варшавского шоссе на средства главного подрядчика В. А. Вонлярлярского. К 1872 г. на средства меценатов и «преимущественно К- Ф. Мек» к ней был пристроен алтарь и сооружен иконостас, а здание было освящено как церковь. Нарядный декор, стройность этой постройки дополняет и обогащает общий ансамбль.
      Оригинальным памятником является стена середины XIX в. с угловой и промежуточной башнями и Святыми воротами в северо-западной стене. В юго-западной стене встроен чудом уцелевший деревянный «настоятельский дом» с испорченными растеской окнами. Каменный второй этаж келейного корпуса надстроен вместо разобранного в 50-е гг. деревянного этажа.
      27 декабря 1996 г. ансамблю вернули его статус, и он снова стал Спасо-Преображенским мужским монастырем.
      К последней четверти XIX в. относились два каменных стилизованных культовых здания: двухэтажное асимметричное здание синагоги с сдвоенными арочными «мавританскими» окнами второго этажа, уничтоженное в оккупацию, и польский костел. Это было относительно небольшое здание, стилизованное под готику: была «роза» на фасадной части, угловью башенки-пинакли с крестами, дверной проем с порталом и сложной рамой наддверного окна. У боковой стены хоронили ксендзов. После освобождения полуразрушенное здание приспособили под клуб.
      В Рославле было 7 часовен: Константино-Еленинская (Бурцева гора), Усекновения головы Иоанна Предтечи (за алтарем собора), Тихвинская (в Святых воротах монастыря), Одигитриевская (ниже «Теремка»), св. Николая (за Вознесенским кладбищем), св. Афанасия в Кириллах, в земской больнице. Первые три были каменные.
      Рославль славился отдельными каменными особняками, которые выделялись своим уютом, неуловимым достоинством и, возможно, отражали характеры и вкусы прежних хозяев, таких, как Полозовы, Иевлев, Дубяго, Кострубины, Крачковский, Егоров, Пяхно, Фунтиков, Му-зольф и др. Постройки характерны для конца XIX в., когда шли поиски нового стиля в архитектуре, и зодчие часто смешивали разные стили в одной постройке. Интересны три здания, которые мастера сумели вписать в рельеф, не разрушая его, но дополнив красоту природы красотой разума и таланта. Это здания городского музея, почты (дом Миронова), дома за мебельной фабрикой (спиртзавод Ф. И. Кругликова).
      Укажем на два образца отдельных зданий. Найденные пропорции здания бывшей мужской гимназии, построенной в 1874 г., дают основание, всего при двух этажах, назвать его монументальным. Этому способствует четкий язык зодчего: три фасадных ризалита, из которых боковые имеют щипцовые завершения, а центральный увенчан аттиком; вход выделен строгим портиком. Скупой декор по верху здания, арочные окна второго этажа, рустованный первый этаж и поясок этажного членения - все, что позволил себе архитектор, указывающий на функцию здания. Эту же мысль подчеркивает строгий, торжественный марш центральной лестницы вестибюля.
      Одноэтажное здание нарсуда, видимо, было задумано как храм Фемиды, долженствующий вызывать уважение. Но возможности небольшого города не позволили осуществить этот проект. Одноэтажное здание хороших пропорций, с большими окнами по фасаду и классическими декоративными элементами обращает на себя внимание двумя группами трехчетвертных колонн на выносных опорах. По верху идет лента антаблемента, украшенная триглифами и портиками, которые и поддерживают колонны. Но центральный ризалит не функционален, второй боковой группы колонн нет и вход вынесен в конец непропорционально удлиненного здания. Возможно, что при постройке двухэтажного здания рядом в 1903 г. эта часть фасада и была перестроена.
      В заключение обзора нужно отметить изумительное, озорное искусство каменщиков в декоре домов, тем более что большинство их имеют «лицевую» кладку (то есть без штукатурки). Витые наличники, бароккальные фронтончики, сухарики, поребрик, бровки, сандрики, аркатурно-колончетые пояски, розетки, ширинки - это целая жизнерадостная песня ушедших мастеров.
      И еще одна, редкая сейчас деталь в зданиях - художественная ковка металла - искусный, невесомый ажур кронштейнов навесов, балюстрад балконов и лестниц, некогда так украшавших и дополнявших камень построек.
      Закрыта еще одна страница истории Рославля, но не книга. Новые находки, новые факты дадут ей продол¬жение.

Литература

1 Кириченко Е. И. «Архитектурные теории XIX в. в России». М. 1986 г.
2 Бартенева М. А. «Николай Бенуа». Л. 1985 г.
3 Ополовников А. В., Островский Г. С. «Русь деревянная». М. 1970 г.
4 Алексеев Л. В. «Смоленская земля в IX - XIII вв.». М. 1980 г.
5 Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. «Зодчество Смоленска в XII - XVI вв.». Л. 1979 г.
6 Кирилов И. К. «Цветущее состояние всероссийского государства». М. 1977 г.
7 Цебриков М. «Материалы для географии и статистики России (Смоленская губерния)». СПб. 1862 г.
8Орловский И. И. «Краткая география Смоленской губернии». Смо¬ленск. 1907 г.
9 Ракочевский С. С. «Опыт собрания исторических записок о городе Рославле». Рославль. 1885 г.
10 Каталог «Архитектурные памятники Смоленской области». М. 1987 г.
11 Колесникова В. И., Комеч А. Н. Паспорта на памятники архи¬тектуры г. Рославля. РИХМ, архив.
12 ГАСО, ф. 391, оп. 1, д. 4.
13 Собственный архив (С. И.)



стр.