Составитель: Е.А. Шевченко, старший научный сотрудник Рославльского историко-художественного музея

стр. 13

 
Портрет провинциального города

     
 
Вид на 163 квартал. 1960-е гг.



    В послевоенное время Рославль быстро восстанавливался. Большинство крупных зданий после реконструкции приобрело тот вид, который они имели до войны. Развернулось и новое строительство. В конце 1940 - начале 50 гг. на месте разрушенных домов возводились двух-трёхэтажные постройки.

    В 1960 - 70 гг. появились новые жилые кварталы - 163, 165, 162, на основе индустриального домостроения и серийного метода проектирования.





  
Жилые микрорайоны. 2004 г.



    С вводом в эксплуатацию первой очереди завода "Автозапчасть" - филиала Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева (1964г.), на юго-западной окраине города началась микрорайонная застройка панельными и блочными зданиями. Выросли 12, 15, 16, 17, микрорайоны. Всего для работников завода и их семей построено 242 тыс. кв. м. жилья.

    Сегодня ЗАО "Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ", созданный на базе слияния завода "Автозапчасть" и завода тормозной аппаратуры - крупнейшее машиностроительное предприятие Смоленской области по производству автомобильных компонентов.


     
 
Производственный корпус тормозной аппаратуры. 2003 г.




    Три основных производства завода: тормозной аппаратуры, нормали и топливных насосов высокого давления размещены в шести производственных корпусах общей площадью 220 тыс. м2.

    Все производства оснащены современным оборудованием с использованием передовых технологий и достижений отечественной и зарубежной науки и техники.



Сайт ЗАО "РААЗ АМО ЗИЛ"




Производственные корпуса ЗАО "Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ" 2004 г.

   География рынка, на котором пользуется спросом продукция ЗАО "РААЗ АМО ЗИЛ", значительна. Продукция завода поставляется более чем на сорок машиностроительных заводов России, в страны ближнего и дальнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Латвию, Литву, Украину; Вьетнам, Германию, Польшу и др.)


  
Поликлиника. 2004 г.





   На предприятии работает свыше 5000 человек.

   Для улучшения быта и отдыха работников завода на средства предприятия были построены детские комбинаты "Светлячок" и "Золотой ключик", две средние школы, поликлиника в 15 микрорайоне, Дворец культуры "Россия".

   С 1973 г. функционирует санаторий - профилакторий в районе д. Голоевка.




     
 
УФОК “Торпедо”. 2004 г.

   Позже был построен учебный спортивно-оздоровительный центр (УСОЦ) "Прудок", расположенный в сосновом бору, на берегу озера. В настоящее время здесь имеются аттестованные лыжные трассы, позволяющие проводить соревнования районного, областного и международного уровня.

   Есть у рабочих автоагрегатного завода и свой физкультурно-оздоровительный комплекс (УФОК), на базе которого проводятся соревнования и учебно-тренировочные сборы по различным видам спорта.

   К услугам заводчан и их семей предоставлены спортивный, теннисный и бильярдный залы, плавательный бассейн, тренажерный зал, сауны, медицинский центр.


   Современный Рославль - второй по значению и численности населения город Смоленской области, многоотраслевой промышленный центр.

   Промышленный потенциал города представлен 98 предприятиями (из них крупных и средних - 14). Металлообработка и машиностроение (заводы - вагоноремонтный (филиал ОАО "Российские железные дороги"), автоагрегатный (ЗАО "РААЗ АМО ЗИЛ"), алмазных инструментов (ОАО "Алмазинструмент"), лёгкая промышленность (фабрики - шпагатная (АО "Шпагат"), трикотажная (ОАО "Рославльская трикотажная фабрика "Апрель"), швейная (АО "Восход"), стекольный завод (ОАО "Ситалл"), химический завод, фабрика игрушек (АО "Рославльская игрушка") и другие.

Панорама вагоноремонтного завода (филиал ОАО "Российские железные дороги". 2004 г.

   Рославльский вагоноремонтный завод - старейшее предприятие нашего города, основан в 1868 г. как Главные ремонтные мастерские. В 1968 г. (к 100-летнему юбилею) вагоноремонтный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. ВРЗ производит капитальный ремонт различных типов вагонов - полувагонов, цистерн промышленного назначения, платформ, вагонов для перевозки минеральных удобрений и т. д.


  
Цех модернизации цистерн.
Введен в эксплуатацию в 1995 г.

   Рославльский ВРЗ - крупнейшее предприятие в России, оказывающее услуги по капитальному ремонту практически всех существующих типов подвижного состава. Ориентируясь на изменение конъюнктуры рынка, в 1993 году завод становится не только вагоноремонтным, но и вагоностроительным - выпущена первая новая железнодорожная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов.

   В сотрудничестве с совместным российско - финско - американским предприятием "СФАТ" Рославльский ВРЗ первым в России освоил модернизацию цистерн по установке специализированного оборудования для подогрева вязких грузов перед сливом.





     
 
Проходная вагоноремонтного завода
(филиал ОАО "Российские железные дороги". 2004 г.

   Устойчивое положение на рынке, 100% загрузка мощностей позволили Рославльскому ВРЗ в 90-е годы провести реконструкцию производства, построить ряд новых цехов, вести жилищное строительство для работников завода.

   Подъем в последние годы экономики России и связанный с этим рост объемов перевозок вывели вагоноремонтный завод в число предприятий, продукция и услуги которых наиболее востребованы. В связи с нехваткой подвижного состава заводом освоен принципиально новый вид ремонта - капитальный ремонт с продлением срока службы вагонов, полностью выработавших свой ресурс. После проведения такого ремонта вагон получает "вторую жизнь" и служит еще более 10-ти лет.



   С 1 октября 2003 года, в соответствии с проводимой реформой железнодорожного транспорта и созданием ОАО "Российские железные дороги", изменился статус завода - он стал филиалом ОАО "РЖД".

   И сегодня Рославльский ВРЗ, уже в качестве филиала ОАО "РЖД", является лидером не только среди родственных заводов, но и стабильно занимает первое место среди промышленных предприятий Рославльского района по объемам производства.



* Использованы почтовые открытки начала XX века, информационные и фотоматериалы из фондов Рославльского историко - художественного музея, личной коллекции С.С. Иванова, фотоматериалы И. Прошкина

страницы:
13